Медея Фигнер: "Судьба сделала Россию моей второй отчизной"  


Биография
4 апреля этого года исполнилось 150 лет со дня рождения Солистке Его Императорского Величества Медее Ивановне Фигнер.

Итальянка Амадея Мей Джоваиде, обладательница необыкновенного голоса широкого диапазона тёплого, мягкого тембра с лёгким, завуалированным звучанием верхних нот и бархатным нижним регистром, родилась во Флоренции. Там она обучалась пению в консерватории у лучших специалистов - Ф. Бьянки, Г. Панофки, К. Кароцци-Цукки. В 1875 году Амадея Мей дебютировала в местечке Синалунг близ Флоренции в партии Азучены оперы Джузеппе Верди «Трубадур». Восхищенные слушатели выпустили в зал стаю белых голубей - так на родине оперы принято было приветствовать восходящую звезду.
"Громадное впечатление на меня, помню, произвело напечатанное на афише мое имя… При исполнении известного рассказа Азучены публика мне не дала закончить, раздались оглушительные аплодисменты, и из лож на сцену полетели голуби. Описать словами мое чувство при этом я не берусь… Меня не раз считали испанкой, что, впрочем, не мешало испанцам, когда я шла по улице, бросать передо мной плащи… Как я конфузилась тогда!"

Молодой, и перспективной певице было суждено стать одной из самых выдающихся итальянских примадонн второй половины XIX века… Однако она не подозревала, что спустя 12 лет после своего дебюта она будет первой певицей Российской императорской сцены и числится во всей последующей справочной литературе как «русская певица»…

До этого переломного момента в её жизни Мей поёт на всех ведущих итальянских сценах: в Турине, Модене, Генуе, Ницце, включая миланский «Ла Скала». Исполняет «Гамлета» А. Тома (партия королевы Гертруды), главную партию в «Сафо» Дж. Пачини. Так же выступает в Испании и в Южной Америке в театрах Севильи, Барселоны, Мадрида, Гренады и пр. Дважды, в 1884-м и 1886-м годах, молодая певица совершает многомесячные турне по странам Южной Америке, посещая Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Сан-Пауло. Её партнёрами в то время были Виктор Морель, Франческо Таманьо, Анджело Мазини и Маттиа Баттистини.

Знакомство с Николаем Фигнером состоялось в 1887 году в Болонье, где они вместе пели в «Фаворитке» Г. Доницетти. После этого Николай пригласил её в Петербург. Там она дебютировала партией Валентины в опере «Гугеноты» Мейербера на сцене Мариинского театра.

С обоими был заключен неслыханно выгодный контракт. Достаточно сказать, что если в то время максимальный годовой оклад ведущих солистов Мариинки составлял 12000 рублей, то Николаю Фигнеру "положили" в год 25000, а Медее Мей – 15000 рублей.

И на протяжении четверти века её судьба была связана с этой сценой. Спустя два года Николай Николаевич сделал наконец предложение, и 8 февраля 1889 года состоялось бракосочетание Николая Фигнера и Медеи Мей. Следует сказать, что до этого Николай Николаевич и Медея Ивановна уже имели семьи. Николай Фигнер в девятнадцать лет сгоряча женился на воспитательнице детей своих знакомых – что интересно, опять же итальянке. Ко времени знакомства с Медеей позади был развод и рождение ребенка – дочери, чья фотография всегда стояла на письменном столе Николая Николаевича. У Медеи Мей до брака с Николаем Фигнером было двое детей, которых она оставила ради него.
За шесть лет после свадьбы у супругов Фигнер родились два мальчика и две девочки. Николай Николаевич любил помечтать о том, как, состарясь и оставив сцену, будет ходить в театр на своего любимого "Евгения Онегина" в составе: Онегин – Георгий Фигнер, Ленский – Николай Фигнер, Татьяна – Лидия Фигнер и Ольга – Евгения Фигнер.

Так сложилась «неразделимая чета Фигнер», блиставшая на сцене и в жизни, которой суждено было составить целую эпоху в истории русской оперы. Именно как Медея Фигнер певица войдет в историю русского искусства.

"Еще до моего дебюта я несколько раз слышала новую для меня русскую музыку в опере "Евгений Онегин". Я была очарована изящным, благородным стилем музыки. И, конечно, далека от мысли, что именно эта опера будет первой русской оперой, которую мне придется петь. Мысль о том, что я останусь в России и буду русской певицей, мне и в голову не приходила. Непостижимая судьба сделала милую Россию моей второй отчизной! Когда я приготовила партию Татьяны… я попросила <…> Петра Ильича Чайковского дать мне указания. Он несколько раз прослушал меня, но не сделал мне никаких замечаний и, когда я от этого пришла в отчаяние, сказал, что я именно та Татьяна, которую он всегда желал видеть в олицетворении артистки, и что ему нечего мне указать. Успех превзошел мои ожидания: я была позвана в Царскую ложу и удостоена самого милостивого и ласкового разговора Их Величеств; П.И.Чайковский лично благодарил меня, а пресса дала на другой день самые лестные для меня отзывы".

Певческий репертуар на сцене Мариинского театра Медеи Фигнер был разнообразен: это партия Джоконды в одноименной опере А. Понкьелли, Маргариты из «Мефистофеля» А. Бойто, Дездемоны из вердиевского «Отелло». Она была первой исполнительницей в операх Э.Ф. Направника – первой Мащей в его «Дубровском» и первой Франческой в его же «Франческе да Римини». Фигнер была первой исполнительницей на русской сцене таких партий как Кармен, Брунгильда (во второй опере тетралогии) и Тоска. Партии Мими и Тоски певица готовила под руководством Дж. Пуччини, специально для этого приезжая к нему в Италию. Для изучения вагнеровского репертуара Фигнер неоднократно посещала Байрёйт, Дрезден и Мюнхен. Из опер немецкого гения в ее репертуаре помимо Брунгильды были Елизавета из «Тангейзера», Эльза из «Лоэнгрина» и Брунгильда из «Зигфрида». Среди ее великих партнеров по сцене, помимо уже упомянутых, нужно отметить Федора Шаляпина и Леонида Собинова, Хулиана Гайарре, Франсишку д’Андради, Антонио Тамбурини, позже знаменитого Карузо.

Следует отметить сотрудничество Медеи Фигнер с П.И. Чайковским – она была первой исполнительницей партии Лизы его оперы «Пиковая дама». В одном из писем композитора читаем: «Я имел случай убедиться как Фигнер тонко, верно и чутко понимает всё, что нужно, дабы партия Лизы выдвинулась на первый план – я не могу не желать, чтобы на первом представлении пела Медея». Как пишет П. Вайдман, известный исследователь творчества Чайковского, «для них (Фигнеров – А. М.) и в расчете на вокальные и сценические возможности четы Фигнеров Чайковский писал эти произведения. Сочиняя «Пиковую даму», композитор писал партию Германа применительно к таланту Фигнера. И даже в эскизах оперы нередко вместо имени Германа писал «Фигнер». В последний год жизни Чайковский посвятил Фигнеру свой цикл из 6 романсов, ор.73 (на стихи Ратгауза). На клавире оперы «Пиковая дама» Чайковский сделал дарственную надпись, назвав Н.Фигнера виновником возникновения этой оперы. На премьере, состоявшейся 7 декабря 1890 года, «чары сильного, свежего голоса» М.Фигнер оказывали на всех присутствующих в зале «магическое действие»… 6 декабря 1892 года супруги Фигнер с успехом спели заглавные партии в опере Чайковского «Иоланта».

6 декабря 1894 года Николай Николаевич и Медея Ивановна были всемилостивейше удостоены звания солистов Его Величества – о таком отличии мечтал каждый русский артист.

Талантом артистки восхищались А. Рубинштейн, А. Чехов, А. Бенуа. На сцене Мариинского театра она пела до 1912 года. Покинув сцену, Фигнер продолжала давать концерты, до преклонного возраста сохранив красоту своего неповторимого голоса. После 1912 года Фигнер выступала в опере очень редко, однако последний ее выход на оперную сцену состоялся уже при советской власти, в 1923 году, а 15 ноября 1928 в зале Ленинградской филармонии состоялся последний концерт певицы. После ухода с большой сцены Фигнер сосредоточилась на вокальной педагогике. Она преподавала в 1918—1923 годах в 1-й Петроградской музыкальной школе при Пролеткульте, в 1925—1926 — во 2-м Ленинградском музыкальном государственном техникуме, в 1926—1930 — в Центральном государственном музыкальном техникуме. Записывалась на грампластинки (св. 30 произв.) в Петербурге («Граммофон», 1901; «Колумбия», 1903: «Пате», 1903; РАОГ, 1911) и Москве («Музтрест», 1930).

Однако скоро их совместная жизнь дала трещину. Голос Николая Николаевича поддерживал в форме выписанный из Италии профессор Марти. У него же брала уроки и Медея Ивановна. Профессор был довольно молод, в недавнем прошлом с успехом выступал на оперных сценах. Занятия маэстро со знаменитой ученицей становились все более частыми, продолжительными и увенчались бурным романом. Разразился скандал, давший обильную пищу для слухов и сплетен. Профессор Марти спешно уехал на родину, но ничего исправить уже было нельзя. Отношения между супругами обострились до того, что им стало опасно выступать вместе: однажды в финале оперы "Кармен", в сцене ревности, Николай Николаевич, певший Хозе, всерьез изрезал бутафорским ножом платье и корсет Медеи Ивановны.
В 1903 году отчуждение достигло апогея: она уехала на гастроли в Америку, он – на юг России. Медея Ивановна пишет в мемуарах: "Как печален был мой отъезд! Всех артистов провожали жены, мужья, родные, знакомые, я же уезжала совершенно одинокая, никто не сказал мне прощального привета…" Точку в затянувшейся семейной драме поставила встреча Николая Николаевича, гастролировавшего по российской провинции, с молодой начинающей певицей Рене Радиной. В конце 1904 года состоялся бракоразводный процесс солистов Его Величества. Бывшие муж и жена продолжали находиться во враждебных отношениях, даже втягивали в конфликт детей. Примирил их 1914 год, когда Николай Николаевич и Медея Ивановна провожали на фронт сына. Взявшись за руки, оба плакали. Николай Фигнер-младший вспоминает: "Мама плакала… У меня самого катились из глаз слезы. Что вспомнилось мне в эту минуту? Я вспомнил расцвет их славы в театре".

В 1930-м году Фигнер покидает СССР и обосновывается в Париже, где продолжает педагогическую работу и эпизодически выступает в концертах с исполнением романсов русских композиторов вплоть до начала второй мировой войны. Медея Фигнер прожила удивительно долгую жизнь и скончалась в столице Франции 8 июля 1952 года на 98-м году жизни. За несколько лет до смерти, почти в 90-летнем возрасте, она рассказывала французскому корреспонденту о своих встречах с Петром Ильичом Чайковским и довольно сносно напела несколько строк из арии Иоланты…


Достижения
М.Помазенкова


Ccылки на другие страницы
Фотогалерея
Главная страница


 
Hosted by uCoz