Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов.
Жизнь и творчество в таблицах.
Жизненный путь:
Детство:
1859 – 7 ноября родился в Гатчине, близ Петербурга. 4 ребёнок из 6 детей: Иван, Николай, Федор, Михаил, София и Мария. Отец, Михаил Иванович – заведующий мастерской механических изделий при дворце Григория Орлова. Мать, Татьяна Михайловна – дочь бургомистра Гатчины Захарова.
Учёба – начальная гатчинская эстонская школа
1867 – пение в церковном хоре, обучается нотной грамоте и игре на скрипке у псаломщика Кирасирской церкви.
1869 – Переезд со старшей сестрой в Петербург.
1872–1875 – музыкальный класс для малолетних певчих при Исаакиевском соборе в Петербурге
1875 – поступает в Петербургскую консерваторию по классу композиции.
Параллельно играет в студенческом оркестре на скрипке и контрабасе.
Учёба в консерватории
Дисциплина |
Преподаватель |
композиция |
Н.А.Римский-Корсаков |
инструментовка |
Н.А.Римский-Корсаков |
гармония |
Ю.И.Иогансен |
полифония |
Ю.И.Иогансен |
сольфеджио |
А.И.Рубец |
контрабас |
И.О.Ферреро |
дирижирование |
К.Ю.Давыдов |
1879-1880 – посещал собрания «Могучей кучки»
1881 – прибавил к своей фамилии Иванов фамилию мужа сестры – Ипполитов, чтобы избежать сходства с М.М.Ивановым (1849-1927, композитором и рецензентом газеты «Новое время»).
1882-1893 – Переезд в Тифлис в должности представителя Русского музыкального общества для организации там филиала.
1883 – женитьба на Варваре Михайловне Зарудной (5(17).12. 1857, Екатеринослав, ныне Днепропетровск — 14.3.1939, Москва), только что окончившей консерваторию, впоследствии известной певице. Детей у них не было, но в конце 1880-х они удочерили девочку, названную ими Татьяной, которую подкинули им домой.
1884 – при его участии Тифлисская музыкальная школа преобразована в музыкальное училище. Организует струнный квартет педагогов при училище.
1883, октябрь – поездка в Кахетию. Записал 29 песен и 9 танцевальных мелодий.
1893 - Переезд в Москву по приглашению Чайковского – вместе с женой преподавать в Московской консерватории.
1917 – Октябрьскую революцию встретил с одобрением.
1924-1925 – поездка в Тифлис для реорганизации консерватории и преподавания.
1935 – 28 января умер.
Творчество М.М.Ипполитова-Иванова занимает достойное место в ряду русской музыкальной классики. Для его сочинений характерны эмоциональная уравновешенность, искренность, лиризм. Ценил простоту и ясность, и, по его словам, не понимал новой музыки. Среди его любимых композиторов Чайковский и Римский-Корсаков (но уже позднего Римского-Корсакова принимал с оговорками). На протяжении всей жизни занимался просветительской и организаторской деятельностью. Одним из первых отечественных композиторов стал писать музыку для кино.
Преподавательская
деятельность
Место и должность |
Известные ученики |
Возглавлял отделение РМО и музыкальную школу (позднее музыкальное училище) в Тифлисе. Преподавал теорию и историю музыки (1882-1893) |
З.П.Палиашвили, Д.А.Аракишвили, А.И.Тулашвили |
Профессор Московской консерватории. Преподавал гармонию, инструментовку, композицию, вёл оперный класс, вместе с женой организовал оперную студию им. П.И.Чайковского (1893-1922) |
С.Н.Василенко, Р.М.Глиэр, А.Б.Гольденвейзер, Ю.Д.Энгель, Ю.С.Сахновский, К.Н.Игумнов, Н.С.Голованов, Б.Э.Хайкин, К.А.Эрдели, Л.В.Николаев, А.М.Пасхалова |
Преподаватель в Синодальном училище церковного пения (конец 1890-х - начало 1900-х) |
|
профессор Грузинской консерватории по классу композиции и специальной инструментовки (1924-1925) |
А.М.Баланчивадзе |
Сочинения
Симфонические |
Увертюра «Яр Хмель», «Симфоническое скерцо» (1881), «Кавказские эскизы» (1894), «Иверия», «Армянская рапсодия» (1895), симфония (1907), симфонические поэмы (1917, 1919, «Мцыри», 1924), «Тюркские фрагменты», «Тюркский марш», «Из песен Оссиана» (1925), «Эпизод из жизни Шуберта» (1928), Юбилейный марш (посвящён К.Е.Ворошилову), «На посиделках» для балалайки с оркестром (1931), «В степях Туркменистана» (1932), «Музыкальные картинки Узбекистана», «Каталонская сюита» (1934), симфониетта (переделка для оркестра скрипичной сонаты). |
Камерные |
Соната для скрипки и фортепиано (ок. 1880), фортепианный квартет (1893), струнный квартет (1896), «Признание» романтическая баллада для виолончели и фортепиано (ок. 1900), 4 пьесы на армянские народные темы для струнного квартета (1933), «Вечер в Грузии» для арфы с квартетом деревянных духовых (1934), |
Хоровые |
Кантата «Памяти Пушкина» (1880), 5 характерных картинок для хора с оркестром (ок. 1900), «Гимн труду» с симфоническим и духовым оркестром (1934), "Эльзасская баллада"; 10 двухголосных женских хоров с фортепьяно; пять четырехголосных смешанных хоров a capella; пять трехголосных женских хоров; "Новгородская былина о лебеди белой" для смешанного хора a capella; псалмы для смешанного хора; пять стихотворений для детского или женского трехголосного хора; "Гимн пифагорайцев восходящему солнцу" для смешанного хора с сопровождением 10 флейт, 2 арф и труб; "Коронационная Кантата", "Песни Гусляра" (кантата памяти Гоголя), кантата «Памяти Жуковского». |
Вокальные |
Свыше 100 романсов и песен для голоса и фортепиано |
Фортепианные |
Пять маленьких пьес (1900), 22 восточных мелодии (1934) |
Киномузыка |
«Стенька Разин» («Понизовая вольница», 1908), «Кара-Бугаз» (по Паустовскому, 1934) |
Музыка к драматическим спектаклям |
«Ермак Тимофеевич» Гончарова (ок. 1901) |
Оперы |
«На венок Пушкину» (детская, 1881), «Руфь» (1887), «Азра» (1890), «Ася» (1900), «Измена» (1910), «Оле из Нордланда» (1916), «Женитьба» М.П.Мусоргского (дописал 2-4 акты), инструментовал сцену у храма из «Бориса Годунова», «Последняя баррикада» (1933) |
Общественная
деятельность, другие места работы
|
Должность |
1884-1893 |
Директор Тифлисского оперного театра, занимался реорганизацией музыкального образования в Тифлисе |
1887 |
Один из организаторов и руководителей Артистического общества |
1895-1901 |
Директор Русского хорового общества |
1905-1918 |
Директор Московской консерватории |
1917 |
Выбран в высший театральный совет при профсоюзе Рабис |
1919-1922 |
Ректор Московской консерватории |
1922 |
Председатель всероссийского общества писателей и композиторов. Председатель «Общества друзей дома-музея П.И.Чайковского в Клину» |
1925 |
Один из органиизаторов и председатель первого конкурса гармонистов из рабочей среды |
|
Много лет работал в музыкальном радиовещании, лаборатории звукозаписи, |
Дирижёрская
деятельность
Годы |
Место работы |
Известные исполнения |
1882-1893 |
Дирижёр филиала РМО в Тифлисе |
Постановка силами студентов «Свадьбы Фигаро». 5 ноября 1982 – 7 симфония Бетховена, сочинения Моцарта и Мендельсона – первый серьёзный симфонический концерт в Тифлисе. 3 и 4 симфонии Бетховена, 4 Шумана, 2 Мендельсона, «В средней Азии» Бородина |
1884 - 1893 |
Дирижёр Тифлисского оперного театра |
Чайковский: «Мазепа», «Чародейка», «Орлеанская дева», «Руслан и Людмила» Глинки, «Майская ночь» Римского-Корсакова, «Дон-Жуан» Моцарта, «Аида» и «Бал-Маскарад» Верди, «Кармен» Бизе, «Тангейзер» и «Лоэнгрин» Вагнера, «Гугеноты» Мейербера. Собственные оперы: «Руфь» и «Азра». |
1895-1910-е |
Дирижёр Русского хорового общества |
Первое русское исполнение «Страстей по Матфею» И.С.Баха (1913), |
1899 - 1906 |
Дирижёр московских оперных театров Мамонтова и Зимина |
Первые постановки: «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста», «Кащей бессмертный» Н.А.Римского-Корсакова. Восстановил традицию постановок «Чародейки», «Мазепы», «Черевичек» П.И.Чайковского. |
с 1925 |
Дирижёр Большого театра |
«Борис Годунов» (впервые со сценой у храма, 1927), |
|
Много лет был дирижёром Центрального зала Красой армии |
|
Книги
1895 |
Грузинская народная песня и её современное состояние |
1897 |
Учение об аккордах, их построение и разрешение |
1934 |
50 лет русской музыки в моих воспоминаниях |
Награды, звания
1922 |
Народный артист СССР |
|
Орден Трудового Красного Знамени |
Р.Бровко