Валентина Джозефовна Конен (1909–1991): историк от Бога  


29 июля исполняется 100 лет со дня рождения Валентины Джозефовны Конен
Сфера научных интересов В.Дж. Конен – одного из крупнейших отечественных музыковедов ХХ века – поражает широким кругом тем и глубиной их постижения автором. В ее исследовательском «портфеле» более 100 публикаций о музыкальной культуре Европы и США, охватывающих все [!] эпохи (и многие стилистические направления) развития профессиональной зарубежной музыки. В их числе монографии о композиторах (Шуберте, Монтеверди, Перселле) и музыкальных традициях («Театр и симфония», «Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке ХХ века», «Пути американской музыки», «Рождение джаза»), научные статьи (в т.ч. энциклопедические о Бахе и Генделе), рецензии на книги и музыкальные спектакли.
Сквозная тема исследований Конен – «история, освещенная современностью» (так озаглавлена одна из ее статей). В далеких эпохах Валентина Джозефовна находила ключ к пониманию современного искусства, умея сделать их близкими и понятными современному читателю. Отстаивая и защищая исторический ракурс изучения музыкального искусства, она стремилась переориентировать общепринятый европоцентристский подход к истории музыки. Данная позиция исследователя имела большой резонанс в музыкально-научных кругах и в настоящее время становится всё более устойчивой среди музыковедов.
Первые публикации статей Конен появились на страницах «Советской музыки» в конце 1930-х годов. С этого времени исследования музыковеда стали «завсегдатаями» периодических изданий, сборников статей, а вскоре начали выходить в виде самостоятельных трудов. Таким образом, период активной исследовательской деятельности Конен, получившей отражение в печатных изданиях, охватывает более 50 лет!
Уроженка Баку, Валентина Джозефовна, после 10-тилетнего (1921–1931) пребывания в США и обучения в Джульярдской школе музыки, переехала в Москву. Американская культура и музыка оставили в сознании музыковеда неизгладимый след. Вернувшись в СССР, Конен в 1938 году окончила Московскую консерваторию, а в 1947 году защитила диссертацию по музыкальной культуре США. Как пианистка она занималась у Марии Юдиной, о которой позднее оставила ценные воспоминания.
Уже в 1953 году вышла ее первая монография, посвященная Шуберту, которая позднее была переведена на эстонский и румынский языки. С 50-х годов музыковед выступает как автор статей для Музыкальной энциклопедии. В 70-е годы свет увидел учебник Конен по курсу истории зарубежной музыки. Он выдержал 7 изданий, а также был переведен на грузинский и болгарский языки. В этот же период из-под пера Валентины Джозефовны начали выходить первые статьи в новом для нее жанре воспоминаний. Среди них работы, посвященные М. Гринберг, М. Юдиной, В. Цуккерману и другим современникам автора. Отдельные статьи музыковеда переиздавались на английском, немецком и эстонском языках. Некоторые работы Конен были опубликованы уже после ее смерти (как, например, «Третий пласт…», 1994). Часть трудов до сих пор сохранилась только в рукописях.
Как исследователя В.Дж. Конен отличала не только терпимость, но и высокая степень восприимчивости ко всему новому в музыке. В этом смысле символично название последнего интервью музыковеда «И я люблю рок», данного газете «Культура» в 1991 году. Валентине Джозефовне тогда было 82 года (!).


Аннотированный перечень основных работ В.Дж. Конен
(Работы расположены в хронологическом порядке их первого издания. В списке за названием исследования В.Дж. Конен в скобках следуют места и даты его издания на русском языке. Наиболее полный список публикаций, составленный В.П. Варунцем см.: Конен В.Дж. Очерки по истории зарубежной музыки. – М., 1997):

1. Пути американской музыки (М., 1961, 1965, 1977)
В книге в музыкально-историческом и культурологическом срезе рассмотрена музыкальная культура США (преимущественно эстрадное и композиторское творчество) от фольклорных истоков (XVII век) до первой трети ХХ века. В главе «Истоки негритянской культуры» автор описывает древнейший пласт африканской культуры и анализирует, в какой мере он прижился на американской почве. Большое внимание уделяется вопросу о специфике африканской культуры (и музыки – ее ритмов и интонаций) и ее принципиальным отличиям от культуры европейской. В главах посвященных профессиональному музыкальному творчеству США речь идет преимущественно об американских композиторах ХХ века, таких как Дж.Гершвин и Ч.Айвз.
2. Театр и симфония (роль оперы в формировании классической симфонии) (М., 1968, 1972)
Основная идея книги сформулирована в ее подзаголовке и заключается в том, чтобы на примере классической симфонии показать читателю в какой мере «чистая» (непрограммная) музыка обусловлена образами литературы и оперного театра эпохи Просвещения. В рамках рассмотрения проблемы «внемузыкального в музыке» (так названа первая глава книги), автор прослеживает процесс формирования и накопления выразительных средств музыки. Согласно концепции В.Дж. Конен, не только музыкальный язык, но и вся драматургия классической симфонии кристаллизовалась в рамках оперного жанра XVII–XVIII веков. Книга состоит из относительно самостоятельных очерков, связанных общей идеей.
3. Этюды о зарубежной музыке (М., 1968)
Сборник статей, посвященных истории зарубежной (преимущественно западноевропейской, а также американской) музыки со времен Ренессанса до начала ХХ века.
4. Монтеверди (М., 1971)
Первая русскоязычная монография о Клаудио Монтеверди. В книге подробно рассмотрены основные жанры творчества композитора и его «вершинные» произведения (так, отдельные главы посвящены операм «Орфей» и «Коронация Поппеи»). В исследовании продемонстрировано влияние творчества Монтеверди на музыку последующих эпох. В приложении к тексту содержится хронограф жизни и творчества композитора.
5. Перселл и опера (М., 1978)
В монографии оперное искусство Генри Перселла – наиболее важной части его творческого наследия – рассмотрено на фоне истории европейской культуры XVII века и предшествующих эпох. Также показано как в дальнейшем развивалась английская (и европейская) опера и какое место в этом развитии заняло творчество композитора.
6. Рождение джаза (М., 1984, 1990)
Книга посвящена истории джазового искусства. В ней рассмотрена история формирования джаза, особенности его эстетики. Музыкальная культура США понимается как синтез африканской и европейской музыкальных культур. Среди главных вопросов исследования – причина широкого распространения джазового искусства (зарождавшегося как культура узкой и относительно изолированной группы людей) не только в США, но и в Европе. По мнению автора, ответ на этот вопрос кроется в близости музыкального языка джаза (особые приемы вокального и инструментального интонирования, стремление к «расшатыванию» тональности, новый для Европы тип ритмики) исканиям европейских композиторов ХХ века.
7. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке ХХ века (М., 1994)
В книге впервые в отечественной литературе «легкие» жанры музыки рассмотрены как отдельный пласт музыкального искусства. Для обозначения этой сферы музыки автор вводит понятие «третий пласт», который является полноправной составляющей музыкального искусства, наряду с «академическими» жанрами и фольклором. В книге рассмотрена история бытования «третьего пласта» со времен средневековья (искусство трубадуров, менестрелей) до направлений, родившихся в ХХ веке (джаз и рок). Автор показывает, как на протяжении этого времени менялось место и роль музыки «легких» жанров, справедливо отмечая, что в ХХ веке «третий пласт» перешел на качественно новый уровень развития – сначала в виде музыки коммерческой, затем элитарной (как джаз) и андеграунда (рок).
8. Очерки по истории зарубежной музыки (М., 1997)
Книга издана уже после смерти В.Дж. Конен и представляет собой собрание избранных статей автора, а также фрагментов последнего (7-го) издания ее учебника «История зарубежной музыки» (1989). Первый раздел книги содержит статьи, посвященные предмету и путям развития музыкально-исторической науки в ХХ веке. Во втором разделе собраны очерки по истории европейской музыки, охватывающие период с эпохи Возрождения до середины ХХ века. Третий раздел посвящен музыкальной культуре США как «академической», так и «массовой» (в т.ч. рок-музыка). Может служить дополнением к учебному пособию для студентов музыкальных вузов.


Текущие проекты
А.Максимова


Ccылки
Почему в советской литературе нет сведений о Конен: интервью с супругом музыковеда
Передача Радио России "Когда не хватает джаза", посвященная В.Дж. Конен
Статья Л.Переверзева, посвященная В.Дж. Конен и текст книги "Рождение джаза"
Текст главы об опере "Орфей" из книги В.Дж. Конен "Монтеверди" (1971)
Главная страница


 
Hosted by uCoz