ИРМО: 150 лет спустя  


Два года назад в кругах петербургских музыкантов (в их числе М. Шостакович, Д. Соллертинский и др.) было принято решение о возрождении Русского музыкального общества. Во второй половине XIX века РМО было разветвленной и влиятельной организацией с представительствами в самых отдаленных уголках России. В этом году со дня основания РМО исполняется 150 лет
Основанное в 1859 году (первый концерт был дан 23 ноября), Русское музыкальное общество просуществовало почти 60 лет, и было упразднено вскоре после переворота 1917 года. Оно было создано по инициативе А.Г. Рубинштейна, который главной целью общества видел «развитие музыкального искусства в России». Это стремление сразу начало воплощаться в жизнь: уже с 1860-го года начали открываться отделения РМО в разных городах России (первыми стали Москва, Казань, Харьков), в 1862 году усилиями руководства Общества была открыта (первая в России) консерватория в Санкт-Петербурге, а в 1866 – в Москве.
Современные исследователи высоко оценивают деятельность РМО, отмечая, что оно сыграло важную роль в развитии профессиональной русской музыки (М. Яковлев). Согласно Л. Корабельниковой, РМО «приучило» русскую публику к традиции концертной жизни и камерных вечеров. К исполнению серьезной музыки (в жанрах оратории, кантаты, мессы) привлекались любители, что в целом повышало культурный уровень людей. Каждый концерт Общества сопровождался бурными обсуждениями в печати. Далеко не все критики 19 века одобряли деятельность РМО. А. Серов презрительно отзывался о концертах Общества, а в частной переписке именовал его главу «Дубинштейном». С.Стасов, напротив, видел в появлении РМО большие перспективы. Особой заслугой его концертов Стасов считал то, что в каждом из них звучали произведения русских композиторов, на которых «воспитывались исполнительские таланты». О «замечательно» составленных программах высказывался также и П.Чайковский, отмечая особую любовь московской публики к концертам Общества. Еще более восторженно о Московском отделении отзывался Кашкин, полагавший, что с его открытием «изменилась музыкально-общественная жизнь [города], которой раньше почти не было».
В конце 60-х годов недостаток материальных средств стал угрозой для существования РМО. Поэтому в 1869 году – через 10 лет после открытия Общества – его финансовую поддержку взяла на себя императорская фамилия, вследствие чего оно было переименовано в ИРМО (т.е. императорское). В начале 70-х годов 19 века стали открываться новые отделения и укрепляться связи с зарубежными музыкантами. А.Соколова отмечает, что с этого времени профессиональный уровень концертов стал повышаться, а также расширился («географически») круг исполняемых композиторов.
К 50-тилетию РМО была опубликована книга Н.Финдейзена (1909), посвященная полувековой деятельности организации. В числе заслуг РМО автор отмечает организацию общедоступных концертов и в формирование собственного симфонического оркестра.
Сегодня положение профессиональной музыки довольно сложно. Она находится скорее на периферии культурных интересов большинства людей. Воссоздание РМО как организации, пропагандирующей творчество современных отечественных композиторов и исполнителей – задача благородная, но в то же время непростая. В настоящее время РМО ведет довольно активную концертную деятельность в Санкт-Петербурге, имеет два собственные ансамбли («Российский ансамбль старинной музыки» и мужской хор «Оптина пустынь»), Культурный центр, расположенный в Российской национальной библиотеке и является инициатором различных музыкальных проектов – внушительный результат за 2 год существования. Хочется пожелать современному РМО «дорасти» до масштаба и значимости, которое оно имело 150 лет назад.


А.Максимова


Ccылки
Официальный сайт РМО
Фотоальбом
Главная страница


 
Hosted by uCoz