«Она была экстраординарной женщиной…»

(заметки из биографии Клары Шуман)

 

 

В 2009 году исполняется 110 лет со дня рождения Клары Жозефины Шуман (Вик) (13 сентября 1819, Лейпциг - 20 мая 1896, Франкфурт) – дочь известного фортепианного педагога Ф.Вика. С 1856 года давала уроки фортепианной игры, была профессором в консерватории в Франкфурте-на-Майне. Удивительна и неповторима жизнь этой великой женщины. Трудно себе представить еще одну такую фигуру в музыкальной культуре 19 века, которая могла бы сравниться с ней. Мы попытаемся описать некоторые факты ее сложной, но в тоже время интересной биографии.

 

 Клара Шуман – пианистка

С 5 лет начала обучаться игре на фортепиано. Клара Шуман занимает почетное место среди пианистов 19 в. Ее отец Фридрих Вик был известнейшим учителем игры на фортепиано. С 9 лет Клара уже давала публичные концерты. В 1828 г., когда Кларе было 10 лет, она познакомилась с учеником отца – Робертом Шуманом. В 11 лет Клара уже гастролировала с концертами в Париже. Существенную роль в концертной жизни Клары сыграла поездка в Россию в феврале-мае 1844 года. В «Дневнике» Клары Шуман отражены разнообразные впечатления Клары и Роберта от музыкальной жизни Петербурга и Москвы того времени. Чувством искренней симпатии проникнуты записи, посвященные талантливой среде артистов и истинных ценителей музыки в России (особенно Братьям Михаилу и Матвею Вильегорским). Их роль как покровителей и энтузиастов серьезной музыки в Петербурге первой половины XIX века достаточно известна. Клара пишет: «Этого человека я по-настоящему люблю и уважаю…Роберт за это признание не будет на меня сердиться, ибо разделяет мое чувство – любит и почитает его так же, как и я». Благодаря инициативе Вельегорских в их доме впервые в России прозвучала симфония Шумана. По свидетельству Клары, мысль об исполнении симфонии возникла во время репетиции квинтета (см. таблицу).

В московской газете «Северная пчела» от 4 марта 1844 года напечатан отклик на первый концерт: «Вчера играла в своем концерте г-жа Клара Шуман, урожденная Вик, и совершенно оправдала предшествующую ей славу». Та же газета отзывалась о втором гастрольном вечере: «Концерт…превосходный! Публики было гораздо более чем в первый раз. Игра г-жи Шуман, как всегда произвела общий восторг…». Будучи настоящим виртуозом, она избегала показного блеска и играла с поэтическим вдохновением и глубоким пониманием исполняемой музыки. Предлагаем посмотреть таблицу сольных концертов, прошедших в Москве и Санкт-Петербурге за 1844 год:

 

Название

Исполнитель

Место и время исполнения

 

Пьеса для фортепиано, названная в программе «Этюд».

То же

 

«Крейслериана»

 

Романс для фортепиано, ор.32, №3.

 

Квинтет ор.44, Es-dur.

 

Струнный квартет (не назван)

Струнный квартет (не назван)

 

Клара Шуман

 

Клара Шуман

 

Клара Шуман

 

Клара Шуман

 

К.Шуман и струнный квартет в составе Мауреров (отца и сына), Хагена и Гросса.

Квартет Е.Альбрехта.

 

Не выяснен

 

Петербург. Публичный концерт в зале Энгельгардт, 3/15 марта.

Москва. Публичный концерт в малом театре 8/20 апреля.

Петербург. Частное собрание у А.Львова, 7/19 марта.

Петербург. Публичный концерт в зале Энгельгард 8/20 марта.

Петербург. Публичный концерт в зале Энгельгард 12/24 марта.

Петербург. Частное собрание у Е.Альбрехта,2/4 мая.

Петербург. Частное собрание у Мих. Вильегорского 9/21 марта

 

В начале 1864 года Петербург и Москва вновь увидели на своих концертных эстрадах Клару Шуман. За двадцать лет, со времени ее первого приезда многое изменилось. Рядом с Кларой не было уже Шумана, но она застала в России его славу. Приезд в Петербург был обещан Кларой Шуман Д.В.Стасову еще в 1859 году и явился откликом на активное желание новых передовых музыкальных сил России полнее приобщиться и к музыке великого немецкого романтика и к искусству столь близкой ему по духу артистки, какой явилась Клара Шуман. О своей первой встрече с Кларой Шуман и приглашении ее в Москву Д.Стасов вспоминает: «Я лично познакомился с нею, когда был за границей летом 1859 года, а именно в Лондоне. В то самое время в Лондоне была и Клара Шуман. Рубинштейн был уже с ней знаком». А.Н.Серов вспоминает: «Превосходной игрой Клары Вик мы все восхищались, и весь Петербург о ней говорил много и долго».

Клара Шуман – композитор

 

До сих пор музыка Клары Шуман находится за гранью всемирной известности. Только в последние годы растет интерес к ее сочинениям не только с позиций преемственности стиля Роберта Шумана, но и выявление некоторых особенностей ее индивидуального музыкального языка.  В большом количестве Клара Шуман сочиняла музыку для фортепиано. Поражает многообразие жанровой палитры: вариации, рондо, этюды, вальсы, полонезы, мазурки, польки, капризы и т.д. Также в композиторском арсенале занимают обширное место циклы вокальных миниатюр и камерно-ансамблевая музыка (квартеты и квинтеты). 

 

Произведения Клары Шуман (Вик)

werken van Clara Schumann - Wieck

opus

jaar

genre

dichter

cdnummer

Etude

 

1830

piano

 

 

Schwäne kommen gezogen

 

1830

lied

 

 

Variationen über ein Original-Thema

 

1830

piano

 

 

Variationen über ein Tyroler Lied

 

1830

piano

 

 

Quatre Polonaises voor piano

op.01

1830

piano

 

CAX4632

Alte Heimat

 

1831

lied

Kerner

lost

Der Traum von Tiedge

 

1831

lied

 

lost

Der wanderer

 

1831

lied

Kerner

DAX3695

Phantasie-Variationen über ein Wieck Romanze

 

1831

piano

 

lost

Scherzo für Orchester

 

1831

orch

 

lost

Der Wanderer in der Sägemühle

 

1832

lied

Kerner

DAX3695

An Alexis

 

1833

piano

 

 

Rondo in B minor

 

1833

piano

 

 

Caprices en forme de valse

op.02

1833

piano

 

 

Romance voor piano, varié in C major

op.03

1833

piano

 

CAX0475

CAX4799

CAX5296

Der Abendstern

 

1834

lied

 

DAX3695

Walzer

 

1834

lied

Lyser

DAX3695

Valse romantiques

op.04

1835

piano

 

 

Quatre pièces caractéristiques:

1. Impromptu

2. Caprices a la boleros

3. Romance

4. Scene fantastique: le ballet de revenants

op.05, nr.1-4

1836

piano

 

 

Quatre pièces caractéristiques op.5, nr.4

Scene fantastique: le ballet de revenants

op.05, nr.4

1836

piano

 

CAX0475

CAX4799

Soirees musicales,

1. Toccatina,

2. Ballade,

3. Nocturne,

4. Polonaise,

5. Mazurka,

6. Mazurka

op.06, nr.1-6

1836

piano

 

CAX4632

CAX5296

CAX6542

Soirees musicales, op.6, nr.1 Toccatina,

op.06, nr.1

1836

piano

 

CAX0475

Piano Concert voor piano en orkest, in A minor

op.07

1836

orch

 

AFX0987

BAX1826

BAX2474

BAX2544

CJX6281

Concert voor piano, in A major ; Romance

op.07, nr.1

1836

orch

 

CAX4632

Variations de concert sur la cavatine du Pirate de Bellini

op.08

1837

piano

 

 

Souvenir de Vienne, impromptu in G major

op.09

1838

piano

 

 

Scherzo voor piano, in D minor

op.10

1839

piano

 

CAX0475

CAX5403

CAX8394

Trois Romances voor piano,

1. Romance in Es minor

2. Romance in G minor

3. Romance in As major

op.11, nr.1-3

1839

piano

 

CAX5403

CAX6542

CAX6962

CAX7557

Trois Romances voor piano op.11, nr.3

Romance voor piano, in As major

op.11, nr.3

1839

piano

 

CAX8413

Am Strande

 

1840

lied

Burns

CAX9362

DAX3695

Ihr Bildnis (1e versie van Ich stand in dunkeln Träumen, op.13, nr.1)

 

1840

lied

Heine

DAX3487

DAX3515

DAX3695

Volkslied "Es fiel ein Reif in der Frühlingsnacht"

 

1840

lied

Heine

DAX3487

DAX3695

Die gute Nacht, die ich dir sage

 

1841

lied

Rückert

DAX3695

Liederen voor zangstem en piano, ,

"Drei Lieder nach Friedrich Ruckert"

op.12, nr.1-3 (nr.2, 4, 11)

1841

lied

Rückert

DAX1898

DAX2233

DAX3695

DDX1417

Er ist gekommen in Sturm und Regen,

op.12, nr.2

1841

lied

Rückert

CAX9362 DAX2471

DAX4075 

DAX4172

Liebst du um Schönheit,

op.12, nr.4

1841

lied

Rückert

DAX2226

DAX2471

DAX4075

Warum willst du An'dre fragen,

op.12, nr.11

1841

lied

Rückert

CAX9362

DAX2226 DAX3515

DAX4172

Sonate voor piano in G minor (Sonatina):

1. Allegro

2. Scherzo

3. Adagio

4. Rondo

 

1842

piano

 

CAX6542

Liederen voor zangstem en piano, 1840-1844

op.13, nr.1-6

1844

lied

 

DAX3695

DAX4075

Ich stand in dunkeln Träumen, (zie Ihr Bildnis, 1840)

op.13, nr.1

1844

lied

Heine

DAX2226

DAX2471

DAX4172

Sie liebten sich Beide,

op.13, nr.2

1844

lied

Heine

DAX2226

DAX2471

DAX3487

DAX3515

DAX3695

DAX3713

DAX4172

Liebeszauber

op.13, nr.3

1842

lied

Heine

DAX2226

DAX2471

Der Mond kommt still gegangen

op.13, nr.4

1842

lied

Geibel

DAX2226

DAX2471

Ich hab' in deinem Auge,

op.13, nr.5

1843

lied

Rückert

DAX2226

DAX2471

Die stille Lotusblume,

op.13, nr.6

1842

lied

Geibel

DAX2226

DAX2471

DAX3713

Lorelei

 

1843

lied

Heine

DAX2471

DAX3487 DAX3695

Oh weh des Scheidens, das er tat

 

1843

lied

Rückert

DAX3695

Scherzo voor piano, in C minor

op.14

1845

piano

 

CAX0475

CAX5403

CAX6962

CAX8394

Quatre Pièces fugitives

1. Larghetto in F major

2. Un poco agitato in A minor

3.  Andante espressivo in D major

4.  Scherzo in G major

op.15, nr.1-4

1845

piano

 

CAX5553

CAX8413

Quatre Pièces fugitives, op.15, nr.3

Andante espressivo

op.15, nr.3

1845

piano

 

CAX0475

Preludes en fuga's voor piano nr.1-3

1. Prelude en fuga voor piano, in G minor

2. Prelude en fuga voor piano, in Bes major

3. Prelude en fuga voor piano, in D minor

op.16

1845

piano

 

CAX0475

CAX4799

Prelude en fuga voor piano, in G minor

op.16, nr.1

1845

piano

 

CAX0475

CLX1747

Prelude en fuga voor piano, in Bes major

op.16, nr.2

1845

piano

 

 

Prelude en fuga voor piano, in D minor

op.16, nr.3

1845

piano

 

CAX0475

CLX1747

Beim Abschied

 

1846

lied

Serre

DAX3695

Cadenzas für Beethoven (op.58, nr.1 en 3)

 

1846

piano

 

 

Mein Stern

 

1846

lied

Serre

DAX2471

DAX3695

Trio voor piano, viool en cello, in G minor

op.17

1846

orch

 

CAX6962

CJX0800

CJX0992

CJX2121

CJX2673

CJX3184

CJX3821

CJX5796

CJX6281

Konzertsatz in F minor, (Arr.) Piano Concertino

 

1847

orch

 

AAX5081

BAX2544

Liederen voor koor nr.1-3, Drei gemischte Chöre:

1. Abendfeier in Venedig

2. Vorwärts

3. Gondoliera

 

1848

lied

Geibel

DFX0569

Das veilchen

 

1853

lied

Goethe

DAX2471

DAX3695

Romance voor piano in A minor, 1853 (WoO 28)

 

1853

piano

 

CAX0475

CAX5553

CAX6542

CFX1148

Variaties voor piano, in Fis minor,

"Variationen uber ein Thema von Robert Schumann"

op.20

1853

piano

 

CAX5296

CAX5403

CAX6542

CAX6962 CAX8413

Trois Romances voor piano,

1. Romance in A minor

2. Romance in F major

3. Romance in G minor

op.21, nr.1-3

1853

piano

 

CAX0475

CAX4799

CAX5403

CAX8413

Romances voor viool en piano,

op.22, nr.1

1853

orch

 

CBX2384

Romances voor viool en piano,

op.22, nr.1-3

1853

orch

 

CAX6962

CBX1424

CBX1659

CBX1770

CCX1127

CDX1057

CFX0939

CFX1148

CFX1156 

CFX1316

CFX1407

CJX2673

Liederen voor zangstem en piano, ,

"Sechs Lieder aus Jucunde von Hermann Rollett"

1. Was weinst du Blümlein

2. An einem lichten Morgen

3. Geheimes Flüstern

4. Auf einem grünen Hügel

5. Das ist ein Tag, der klingen mag

6. O Lust, o Lust

op.23, nr.1-6

1853

lied

Rollett

CJX2673

DAX3695

DAX3704

Was weinst du Blümlein

op.23, nr.1

1853

lied

Rollett

DAX4172

An einem lichten Morgen

op.23, nr.2

1853

lied

Rollett

DAX3713

Geheimes Flüstern hier und dort

op.23, nr.3

1853

lied

Rollett

DAX3713

DAX4172

Auf einem grünen Hügel

op.23, nr.4

1853

lied

Rollett

 

Das ist ein Tag, der klingen mag

op.23, nr.5

1853

lied

Rollett

DAX4172

O Lust, o Lust

op.23, nr.6

1853

lied

Rollett

DAX3713

Romance für Clavier

 

1855

piano

 

 

Cadenza für Beethoven (op.37, nr.1)

 

1868

piano

 

 

Geburtstagmarsch voor piano in Es major, 1879  Arr. 

 

1879

piano

 

AAX5081

Cadenzas für Mozart (KV466, nr.1 en 3)

 

1891

piano

 

 

Praeludium an Praeludien für Schüler

 

1895

piano

 

 

Vorspiele (Improvisationes)

 

1895

piano

 

 

 

 

Клара Шуман и Роберт Шуман

Роберт Шуман искренне восхищался и завидовал музыкальному таланту Клары. Со временем их привязанность переросла в любовь. Примерно в это же время Р.Шуман стал учеником Вика. Его симпатия к Кларе, смешанная с восхищением перед ее успехами, постепенно переросла в любовь. 12 сентября 1840 они поженились. Клара всегда превосходно исполняла музыку своего мужа и продолжала играть в концертах сочинения Шумана и после его кончины. Но большая часть ее времени была отдана их восьмерым детям, а впоследствии заботе о Роберте в периоды его депрессий и душевной болезни. После смерти Р.Шумана приняла на себя главную роль в пропаганде и опубликовании творческого наследия своего мужа.

 Когда ей исполнилось 17 лет, Шуман по-настоящему влюбился. А Клара и до этого была давно в него влюблена. Они вместе едут в Цвиккау, где мать Роберта даёт благословение на помолвку. Но затем в жизни Шумана наступает период мрака и отчаяния, период четырёхлетней борьбы за Клару Вик. Свадьбе резко воспротивился отец Клары. Отдать дочь за Шумана с его сомнительными композиторскими доходами? Потерять солидные заработки от концертных поездок Клары? А если ещё верны слухи о депрессиях и алкогольных «разрядках» Шумана... Нет, он, Фридрих Вик, не допустит этого союза. Чтобы разлучить влюблённых, отец увёз Клару в Дрезден.

Роберт получает гневное письмо с требованием отступиться от Клары – и впадает в депрессию. Из-за пассивности Шумана Клара вообразила, что он оставил её. Полтора года длилось взаимное молчание. Лишь 13 августа 1837 г. совсем отчаявшийся Роберт рискнул снова написать ей - уже с обращением на «Вы», но с уверением в своей любви и просьбой ответить «да». И получил ответ: «У меня внутри всё шепчет Вам: «Навеки». Клара устроила Роберту встречу с отцом. Но тот остался непреклонен.

Оставался только один выход. В июле 1839 г. Роберт, получив согласие Клары, подаёт заявление в высший апелляционный суд с просьбой разрешить их брачный союз. Вику удаётся затянуть судебный процесс на 13 месяцев. Когда Роберт и Клара уже потеряли всякую надежду, суд разрешил бракосочетание. Одновременно Фридрих Вик был приговорён за клевету на Шумана к 18 дням тюрьмы. Он был настолько непримирим в своей ненависти, что после вынесения приговора бросил Кларе прямо в зале суда: «Я проклинаю тебя, и дай Бог, чтобы ты однажды пришла со своими детьми к порогу моего дома за подаянием». 12 сентября 1840 г. Роберт и Клара обвенчались в деревенской церкви Шенефельд под Лейпцигом.

Наступила счастливая пора. Роберт много работает, пишет симфонические произведения и камерную музыку. Рождение первого ребёнка окрыляет Шумана и даёт ещё больший стимул к творчеству: премьера оратории «Рай и Пери» в лейпцигском Гевандхаузе имела огромный успех. И даже Фридрих Вик, убедившись в том, что зять достиг всеобщего признания и славы, решил заключить с ним мир. Он пишет Роберту: «Дорогой Шуман! <...> Теперь мы не должны быть далеки друг от друга. Вы теперь тоже отец, к чему долгие объяснения? <...> С радостью ждёт Вас Ваш отец Фридрих Вик».

Клара Шуман и Иоганнес Брамс

В период тяжелой болезни мужа Клары  в доме Шуманов появляется молодой Иоганнес Брамс. После трагической кончины Шумана в 1856 году именно он оказывала большую помощь Кларе. Шуман в свое время горячо приветствовал Брамса как нового гения немецкой музыки, и Клара поддерживала мнение мужа, исполняя сочинения Брамса. Живя в доме Шумана, молодой Брамс почти не замечал болезненного состояния гостеприимного хозяина. Его мысли заняты Кларой. Постепенно восхищённое обожание переходит в настоящую любовь. Брамс попадает в сложную ситуацию. Он не в силах побороть влечение к Кларе. Чтобы как-то разрешить эту ситуацию, он возвращается в Ганновер и с пущей силой принимается за музыку.

Когда Брамс узнал о случившемся, он сразу же поспешил в Дюссельдорф, чтобы помочь любимой женщине пережить потрясение. Это ему удалось. Иоганнес не только помогал ей и детям в дни разлуки супругов, но и готов был остаться с ними в случае возвращения Шумана после курса лечения. Клара, хранившая неколебимую верность мужу и относившаяся к Иоганнесу почти по-матерински, постепенно начинает чувствовать нечто большее...

23 июля 1856 года Кларе пришла телеграмма из клиники: «Если хотите увидеть мужа живым, немедленно приезжайте! Брамс, сопровождавший Клару, рассказывал, как он был потрясён свиданием Роберта и Клары после двух с половиной лет разлуки: «Он лежал с закрытыми глазами, она стояла перед ним на коленях. Он узнал её и очень хотел обнять, но не смог поднять руку. Говорить он уже не мог». 29 июля 1856 года смерть избавляет Роберта Шумана от страданий.

И тут в отношениях Клары и Иоганнеса наступает неожиданный поворот, явившийся для биографов Брамса главной загадкой его личной жизни. Когда Шуман находился в лечебнице, Брамс во время своих отъездов из Дюссельдорфа посылал Кларе письма, полные страстных любовных признаний. После смерти Шумана, по мнению многих, Клара ожидала от Брамса предложения. Ведь теперь она свободна и должен исчезнуть внутренний разлад, мучивший Брамса целых два года. Но произошло то, чего никто не ждал. Тон писем Брамса к Кларе незаметно становится всё более сдержанным. Мечтательная влюблённость всё чаще сменяется словами сердечно соболезнующего, спокойного друга. В октябре 1856 года Брамс вернулся в Гамбург и никогда больше не жил в доме Шуманов. Что же произошло?

На этот счёт существуют разные версии. По наиболее распространённой из них, Брамс не захотел связывать себя семьёй, предпочтя свободу, необходимую ему для творчества. «Инстинкт гения, – пишет его биограф А. Ноймайр, – подсказал ему путь самопожертвования и печального одиночества. Так или иначе, но бегство Брамса ранило Клару. Моё участие в его судьбе и творчестве, - писала она Иоахиму в 1863 году, - всегда останется горячим, но моё доверие к нему полностью утрачено.

Заключение

С.Райх признается в одном из писем: «Она была экстраординарной женщиной, одним из великих музыкантов девятнадцатого века. Это было временем, когда у очень немногих женщин была общественная жизнь. Она была гениальна». Разносторонне развитая и одаренная Клара Шуман притягивала к себе «экзальтированных поклонников ее творчества», но при этом  всегда сохраняла благородное самообладание.

Е.Бессолицына

 

Ссылки:

Транскрипции песен Роберта Шумана Кларой Шуман)

Сочинения Клары Шуман на сайте

 

Песни Клары Шуман (аудио)

 

Видео

 

Фотогалерея

 

Главная страница

 

 

 

 

Hosted by uCoz