«Она была экстраординарной женщиной…»
(заметки из биографии Клары Шуман)
В 2009 году исполняется 110 лет со дня рождения Клары Жозефины Шуман (Вик) (13 сентября 1819, Лейпциг - 20 мая 1896, Франкфурт) – дочь известного фортепианного педагога Ф.Вика. С 1856 года давала уроки фортепианной игры, была профессором в консерватории в Франкфурте-на-Майне. Удивительна и неповторима жизнь этой великой женщины. Трудно себе представить еще одну такую фигуру в музыкальной культуре 19 века, которая могла бы сравниться с ней. Мы попытаемся описать некоторые факты ее сложной, но в тоже время интересной биографии.
Клара Шуман –
пианистка
С 5 лет начала обучаться игре
на фортепиано. Клара Шуман занимает почетное место среди пианистов 19 в. Ее
отец Фридрих Вик был известнейшим учителем игры на фортепиано. С 9 лет Клара
уже давала публичные концерты. В
В московской газете «Северная пчела» от 4 марта 1844 года напечатан отклик на первый концерт: «Вчера играла в своем концерте г-жа Клара Шуман, урожденная Вик, и совершенно оправдала предшествующую ей славу». Та же газета отзывалась о втором гастрольном вечере: «Концерт…превосходный! Публики было гораздо более чем в первый раз. Игра г-жи Шуман, как всегда произвела общий восторг…». Будучи настоящим виртуозом, она избегала показного блеска и играла с поэтическим вдохновением и глубоким пониманием исполняемой музыки. Предлагаем посмотреть таблицу сольных концертов, прошедших в Москве и Санкт-Петербурге за 1844 год:
Название |
Исполнитель |
Место и время исполнения |
Пьеса для фортепиано, названная в программе «Этюд». То же «Крейслериана» Романс для фортепиано, ор.32, №3. Квинтет ор.44, Es-dur. Струнный квартет (не назван) Струнный квартет (не назван) |
Клара Шуман Клара Шуман Клара Шуман Клара Шуман К.Шуман и струнный квартет в составе Мауреров (отца и сына), Хагена и Гросса. Квартет Е.Альбрехта. Не выяснен |
Петербург. Публичный концерт в зале Энгельгардт, 3/15 марта. Москва. Публичный концерт в малом театре 8/20 апреля. Петербург. Частное собрание у А.Львова, 7/19 марта. Петербург. Публичный концерт в зале Энгельгард 8/20 марта. Петербург. Публичный концерт в зале Энгельгард 12/24 марта. Петербург. Частное собрание у Е.Альбрехта,2/4 мая. Петербург. Частное собрание у Мих. Вильегорского 9/21 марта |
В начале 1864 года Петербург и Москва вновь увидели на своих концертных эстрадах Клару Шуман. За двадцать лет, со времени ее первого приезда многое изменилось. Рядом с Кларой не было уже Шумана, но она застала в России его славу. Приезд в Петербург был обещан Кларой Шуман Д.В.Стасову еще в 1859 году и явился откликом на активное желание новых передовых музыкальных сил России полнее приобщиться и к музыке великого немецкого романтика и к искусству столь близкой ему по духу артистки, какой явилась Клара Шуман. О своей первой встрече с Кларой Шуман и приглашении ее в Москву Д.Стасов вспоминает: «Я лично познакомился с нею, когда был за границей летом 1859 года, а именно в Лондоне. В то самое время в Лондоне была и Клара Шуман. Рубинштейн был уже с ней знаком». А.Н.Серов вспоминает: «Превосходной игрой Клары Вик мы все восхищались, и весь Петербург о ней говорил много и долго».
Клара
Шуман – композитор
До сих пор музыка Клары Шуман находится за гранью всемирной известности. Только в последние годы растет интерес к ее сочинениям не только с позиций преемственности стиля Роберта Шумана, но и выявление некоторых особенностей ее индивидуального музыкального языка. В большом количестве Клара Шуман сочиняла музыку для фортепиано. Поражает многообразие жанровой палитры: вариации, рондо, этюды, вальсы, полонезы, мазурки, польки, капризы и т.д. Также в композиторском арсенале занимают обширное место циклы вокальных миниатюр и камерно-ансамблевая музыка (квартеты и квинтеты).
Произведения Клары Шуман
(Вик)
werken van Clara Schumann - Wieck |
opus |
jaar |
genre |
dichter |
cdnummer |
Etude |
|
1830 |
piano |
|
|
Schwäne kommen gezogen |
|
1830 |
lied |
|
|
Variationen über ein Original-Thema |
|
1830 |
piano |
|
|
Variationen über ein Tyroler Lied |
|
1830 |
piano |
|
|
Quatre Polonaises voor piano |
op.01 |
1830 |
piano |
|
CAX4632 |
Alte Heimat |
|
1831 |
lied |
Kerner |
lost |
Der Traum von Tiedge |
|
1831 |
lied |
|
lost |
Der wanderer |
|
1831 |
lied |
Kerner |
DAX3695 |
Phantasie-Variationen über ein Wieck Romanze |
|
1831 |
piano |
|
lost |
Scherzo für Orchester |
|
1831 |
orch |
|
lost |
Der Wanderer in der Sägemühle |
|
1832 |
lied |
Kerner |
DAX3695 |
An Alexis |
|
1833 |
piano |
|
|
Rondo in B minor |
|
1833 |
piano |
|
|
Caprices en forme de valse |
op.02 |
1833 |
piano |
|
|
Romance voor piano, varié in C major |
op.03 |
1833 |
piano |
|
CAX0475 CAX4799 CAX5296 |
Der Abendstern |
|
1834 |
lied |
|
DAX3695 |
Walzer |
|
1834 |
lied |
Lyser |
DAX3695 |
Valse romantiques |
op.04 |
1835 |
piano |
|
|
Quatre pièces caractéristiques: 1. Impromptu 2. Caprices a la boleros 3. Romance 4. Scene fantastique: le ballet de revenants |
op.05, nr.1-4 |
1836 |
piano |
|
|
Quatre pièces caractéristiques op.5,
nr.4 Scene fantastique: le ballet de revenants |
op.05, nr.4 |
1836 |
piano |
|
CAX0475 CAX4799 |
Soirees musicales, 1. Toccatina, 2. Ballade, 3. Nocturne, 4. Polonaise, 5. Mazurka, 6. Mazurka |
op.06, nr.1-6 |
1836 |
piano |
|
CAX4632 CAX5296 CAX6542 |
Soirees musicales, op.6, nr.1 Toccatina, |
op.06, nr.1 |
1836 |
piano |
|
CAX0475 |
Piano Concert voor piano en orkest, in A minor |
op.07 |
1836 |
orch |
|
AFX0987 BAX1826 BAX2474 BAX2544 CJX6281 |
Concert voor piano, in A major ; Romance |
op.07, nr.1 |
1836 |
orch |
|
CAX4632 |
Variations de concert sur la cavatine du Pirate de Bellini |
op.08 |
1837 |
piano |
|
|
Souvenir de Vienne, impromptu in G major |
op.09 |
1838 |
piano |
|
|
Scherzo voor piano, in D minor |
op.10 |
1839 |
piano |
|
CAX0475 CAX5403 CAX8394 |
Trois Romances voor piano, 1. Romance in Es minor 2. Romance in G minor 3. Romance in As major |
op.11, nr.1-3 |
1839 |
piano |
|
CAX5403 CAX6542 CAX6962 CAX7557 |
Trois Romances voor piano op.11, nr.3 Romance voor piano, in As major |
op.11, nr.3 |
1839 |
piano |
|
CAX8413 |
Am Strande |
|
1840 |
lied |
Burns |
CAX9362 DAX3695 |
Ihr Bildnis (1e versie van Ich stand in
dunkeln Träumen, op.13, nr.1) |
|
1840 |
lied |
Heine |
DAX3487 DAX3515 DAX3695 |
Volkslied "Es fiel ein Reif in der
Frühlingsnacht" |
|
1840 |
lied |
Heine |
DAX3487 DAX3695 |
Die gute Nacht, die ich dir sage |
|
1841 |
lied |
Rückert |
DAX3695 |
Liederen voor zangstem en piano, , "Drei Lieder nach Friedrich Ruckert" |
op.12, nr.1-3 (nr.2, 4, 11) |
1841 |
lied |
Rückert |
DAX1898 DAX2233 DAX3695 DDX1417 |
Er ist gekommen in Sturm und Regen, |
op.12, nr.2 |
1841 |
lied |
Rückert |
CAX9362 DAX2471 DAX4075 DAX4172 |
Liebst du um Schönheit, |
op.12, nr.4 |
1841 |
lied |
Rückert |
DAX2226 DAX2471 DAX4075 |
Warum willst du An'dre fragen, |
op.12, nr.11 |
1841 |
lied |
Rückert |
CAX9362 DAX2226 DAX3515 DAX4172 |
Sonate voor piano in G minor (Sonatina): 1. Allegro 2. Scherzo 3. Adagio 4. Rondo |
|
1842 |
piano |
|
CAX6542 |
Liederen voor zangstem en piano, 1840-1844 |
op.13, nr.1-6 |
1844 |
lied |
|
DAX3695 DAX4075 |
Ich stand in dunkeln Träumen, (zie Ihr Bildnis,
1840) |
op.13, nr.1 |
1844 |
lied |
Heine |
DAX2226 DAX2471 DAX4172 |
Sie liebten sich Beide, |
op.13, nr.2 |
1844 |
lied |
Heine |
DAX2226 DAX2471 DAX3487 DAX3515 DAX3695 DAX3713 DAX4172 |
Liebeszauber |
op.13, nr.3 |
1842 |
lied |
Heine |
DAX2226 DAX2471 |
Der Mond kommt still gegangen |
op.13, nr.4 |
1842 |
lied |
Geibel |
DAX2226 DAX2471 |
Ich hab' in deinem Auge, |
op.13, nr.5 |
1843 |
lied |
Rückert |
DAX2226 DAX2471 |
Die stille Lotusblume, |
op.13, nr.6 |
1842 |
lied |
Geibel |
DAX2226 DAX2471 DAX3713 |
Lorelei |
|
1843 |
lied |
Heine |
DAX2471 DAX3487 DAX3695 |
Oh weh des Scheidens, das er tat |
|
1843 |
lied |
Rückert |
DAX3695 |
Scherzo voor piano, in C minor |
op.14 |
1845 |
piano |
|
CAX0475 CAX5403 CAX6962 CAX8394 |
Quatre Pièces fugitives 1. Larghetto in F major 2. Un poco agitato in A minor 3. Andante espressivo in D major 4. Scherzo in G major |
op.15, nr.1-4 |
1845 |
piano |
|
CAX5553 CAX8413 |
Quatre Pièces fugitives, op.15, nr.3 Andante espressivo |
op.15, nr.3 |
1845 |
piano |
|
CAX0475 |
Preludes en fuga's voor piano nr.1-3 1. Prelude en fuga voor piano, in G minor 2. Prelude en fuga voor piano, in Bes major 3. Prelude en fuga voor piano, in D minor |
op.16 |
1845 |
piano |
|
CAX0475 CAX4799 |
Prelude en fuga voor piano, in G minor |
op.16, nr.1 |
1845 |
piano |
|
CAX0475 CLX1747 |
Prelude en fuga voor piano, in Bes major |
op.16, nr.2 |
1845 |
piano |
|
|
Prelude en fuga voor piano, in D minor |
op.16, nr.3 |
1845 |
piano |
|
CAX0475 CLX1747 |
Beim Abschied |
|
1846 |
lied |
Serre |
DAX3695 |
Cadenzas für Beethoven (op.58, nr.1 en 3) |
|
1846 |
piano |
|
|
Mein Stern |
|
1846 |
lied |
Serre |
DAX2471 DAX3695 |
Trio voor piano, viool en cello, in G minor |
op.17 |
1846 |
orch |
|
CAX6962 CJX0800 CJX0992 CJX2121 CJX2673 CJX3184 CJX3821 CJX5796 CJX6281 |
Konzertsatz in F minor, (Arr.) Piano Concertino |
|
1847 |
orch |
|
AAX5081 BAX2544 |
Liederen voor koor nr.1-3, Drei gemischte Chöre: 1. Abendfeier in Venedig 2. Vorwärts 3. Gondoliera |
|
1848 |
lied |
Geibel |
DFX0569 |
Das veilchen |
|
1853 |
lied |
Goethe |
DAX2471 DAX3695 |
Romance voor piano in A minor, 1853 (WoO 28) |
|
1853 |
piano |
|
CAX0475 CAX5553 CAX6542 CFX1148 |
Variaties voor piano, in Fis minor, "Variationen uber ein Thema von Robert
Schumann" |
op.20 |
1853 |
piano |
|
CAX5296 CAX5403 CAX6542 CAX6962 CAX8413 |
Trois Romances voor piano, 1. Romance in A minor 2. Romance in F major 3. Romance in G minor |
op.21, nr.1-3 |
1853 |
piano |
|
CAX0475 CAX4799 CAX5403 CAX8413 |
Romances voor viool en piano, |
op.22, nr.1 |
1853 |
orch |
|
CBX2384 |
Romances voor viool en piano, |
op.22, nr.1-3 |
1853 |
orch |
|
CAX6962 CBX1424 CBX1659 CBX1770 CCX1127 CDX1057 CFX0939 CFX1148 CFX1156 CFX1316 CFX1407 CJX2673 |
Liederen voor zangstem en piano, , "Sechs Lieder aus Jucunde von Hermann
Rollett" 1. Was weinst du Blümlein 2. An einem lichten Morgen 3. Geheimes Flüstern 4. Auf einem grünen Hügel 5. Das ist ein Tag, der klingen mag 6. O Lust, o Lust |
op.23, nr.1-6 |
1853 |
lied |
Rollett |
CJX2673 DAX3695 DAX3704 |
Was weinst du Blümlein |
op.23, nr.1 |
1853 |
lied |
Rollett |
DAX4172 |
An einem lichten Morgen |
op.23, nr.2 |
1853 |
lied |
Rollett |
DAX3713 |
Geheimes Flüstern hier und dort |
op.23, nr.3 |
1853 |
lied |
Rollett |
DAX3713 DAX4172 |
Auf einem grünen Hügel |
op.23, nr.4 |
1853 |
lied |
Rollett |
|
Das ist ein Tag, der klingen mag |
op.23, nr.5 |
1853 |
lied |
Rollett |
DAX4172 |
O Lust, o Lust |
op.23, nr.6 |
1853 |
lied |
Rollett |
DAX3713 |
Romance für Clavier |
|
1855 |
piano |
|
|
Cadenza für Beethoven (op.37, nr.1) |
|
1868 |
piano |
|
|
Geburtstagmarsch voor piano in Es major, 1879
Arr. |
|
1879 |
piano |
|
AAX5081 |
Cadenzas für Mozart (KV466, nr.1 en 3) |
|
1891 |
piano |
|
|
Praeludium an Praeludien für Schüler |
|
1895 |
piano |
|
|
Vorspiele (Improvisationes) |
|
1895 |
piano |
|
|
Клара
Шуман и Роберт Шуман
Роберт Шуман искренне восхищался и завидовал музыкальному таланту Клары. Со временем их привязанность переросла в любовь. Примерно в это же время Р.Шуман стал учеником Вика. Его симпатия к Кларе, смешанная с восхищением перед ее успехами, постепенно переросла в любовь. 12 сентября 1840 они поженились. Клара всегда превосходно исполняла музыку своего мужа и продолжала играть в концертах сочинения Шумана и после его кончины. Но большая часть ее времени была отдана их восьмерым детям, а впоследствии заботе о Роберте в периоды его депрессий и душевной болезни. После смерти Р.Шумана приняла на себя главную роль в пропаганде и опубликовании творческого наследия своего мужа.
Когда ей исполнилось 17 лет, Шуман по-настоящему влюбился. А Клара и до этого была давно в него влюблена. Они вместе едут в Цвиккау, где мать Роберта даёт благословение на помолвку. Но затем в жизни Шумана наступает период мрака и отчаяния, период четырёхлетней борьбы за Клару Вик. Свадьбе резко воспротивился отец Клары. Отдать дочь за Шумана с его сомнительными композиторскими доходами? Потерять солидные заработки от концертных поездок Клары? А если ещё верны слухи о депрессиях и алкогольных «разрядках» Шумана... Нет, он, Фридрих Вик, не допустит этого союза. Чтобы разлучить влюблённых, отец увёз Клару в Дрезден.
Роберт получает гневное письмо
с требованием отступиться от Клары – и впадает в депрессию. Из-за пассивности
Шумана Клара вообразила, что он оставил её. Полтора года длилось взаимное
молчание. Лишь 13 августа
Оставался только один выход. В
июле
Наступила счастливая пора. Роберт много работает, пишет симфонические произведения и камерную музыку. Рождение первого ребёнка окрыляет Шумана и даёт ещё больший стимул к творчеству: премьера оратории «Рай и Пери» в лейпцигском Гевандхаузе имела огромный успех. И даже Фридрих Вик, убедившись в том, что зять достиг всеобщего признания и славы, решил заключить с ним мир. Он пишет Роберту: «Дорогой Шуман! <...> Теперь мы не должны быть далеки друг от друга. Вы теперь тоже отец, к чему долгие объяснения? <...> С радостью ждёт Вас Ваш отец Фридрих Вик».
Клара
Шуман и Иоганнес Брамс
В период тяжелой болезни мужа Клары в доме Шуманов появляется молодой Иоганнес Брамс. После трагической кончины Шумана в 1856 году именно он оказывала большую помощь Кларе. Шуман в свое время горячо приветствовал Брамса как нового гения немецкой музыки, и Клара поддерживала мнение мужа, исполняя сочинения Брамса. Живя в доме Шумана, молодой Брамс почти не замечал болезненного состояния гостеприимного хозяина. Его мысли заняты Кларой. Постепенно восхищённое обожание переходит в настоящую любовь. Брамс попадает в сложную ситуацию. Он не в силах побороть влечение к Кларе. Чтобы как-то разрешить эту ситуацию, он возвращается в Ганновер и с пущей силой принимается за музыку.
Когда Брамс узнал о случившемся, он сразу же поспешил в Дюссельдорф, чтобы помочь любимой женщине пережить потрясение. Это ему удалось. Иоганнес не только помогал ей и детям в дни разлуки супругов, но и готов был остаться с ними в случае возвращения Шумана после курса лечения. Клара, хранившая неколебимую верность мужу и относившаяся к Иоганнесу почти по-матерински, постепенно начинает чувствовать нечто большее...
23 июля 1856 года Кларе пришла телеграмма из клиники: «Если хотите увидеть мужа живым, немедленно приезжайте! Брамс, сопровождавший Клару, рассказывал, как он был потрясён свиданием Роберта и Клары после двух с половиной лет разлуки: «Он лежал с закрытыми глазами, она стояла перед ним на коленях. Он узнал её и очень хотел обнять, но не смог поднять руку. Говорить он уже не мог». 29 июля 1856 года смерть избавляет Роберта Шумана от страданий.
И тут в отношениях Клары и Иоганнеса наступает неожиданный поворот, явившийся для биографов Брамса главной загадкой его личной жизни. Когда Шуман находился в лечебнице, Брамс во время своих отъездов из Дюссельдорфа посылал Кларе письма, полные страстных любовных признаний. После смерти Шумана, по мнению многих, Клара ожидала от Брамса предложения. Ведь теперь она свободна и должен исчезнуть внутренний разлад, мучивший Брамса целых два года. Но произошло то, чего никто не ждал. Тон писем Брамса к Кларе незаметно становится всё более сдержанным. Мечтательная влюблённость всё чаще сменяется словами сердечно соболезнующего, спокойного друга. В октябре 1856 года Брамс вернулся в Гамбург и никогда больше не жил в доме Шуманов. Что же произошло?
На этот счёт существуют разные версии. По наиболее распространённой из них, Брамс не захотел связывать себя семьёй, предпочтя свободу, необходимую ему для творчества. «Инстинкт гения, – пишет его биограф А. Ноймайр, – подсказал ему путь самопожертвования и печального одиночества. Так или иначе, но бегство Брамса ранило Клару. Моё участие в его судьбе и творчестве, - писала она Иоахиму в 1863 году, - всегда останется горячим, но моё доверие к нему полностью утрачено.
Заключение
С.Райх признается в одном из писем: «Она была экстраординарной женщиной, одним из великих музыкантов девятнадцатого века. Это было временем, когда у очень немногих женщин была общественная жизнь. Она была гениальна». Разносторонне развитая и одаренная Клара Шуман притягивала к себе «экзальтированных поклонников ее творчества», но при этом всегда сохраняла благородное самообладание.
Е.Бессолицына
Ссылки:
Транскрипции песен Роберта Шумана Кларой Шуман)
Сочинения Клары Шуман на сайте