«Я прошу всех, кому дорого мое творчество, не делать его теоретического анализа».  


Русский композитор.
Галина Ивановна родилась в 1919 году в Петрограде (Санкт Петербурге). Любимая ученица выдающегося композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Ее творчество начало активно развиваться с 1940-х годов, за которым наблюдал ее учитель и именно он предсказал ему всемирное признание.
Долгое время ее музыка практически не исполнялась и не принималась критиками, она осуждалась за элитарность, узость, жесткость и т.п. Ряд сочинений Уствольской подвергся издательской «редактуре» (например, проставлялись тактовые черты там, где их не было и не должно было быть); ныне при исполнении учитывается рукописный вид нотации ее сочинений.
Поэтому у нас родилась идея виртуального интервью, из которого было бы интересно узнать – что сама Галина Ивановна думала о своем творчестве; и как она относилась к тому, что ее музыка долгое время не признавалась.


- Галина Ивановна, расскажите, где вы учились? У кого?
- В 1937-1939 годах я обучалась в музыкальном училище, затем в Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова по классу композиции Д.Д. Шостаковича и в аспирантуре при ней (до 1947).

- Как развивалось ваше творчество после окончания учебы?
- Под моим руководством существовал класс композиции в музыкальном училище, среди моих учеников был известный композитор Борис Тищенко. Также, я вела активную композиторскую деятельность. Мною написаны: концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр в 1946 году; «Сон Степана Разина» – былина на народные слова для баса и симфонического оркестра в 1948 году.

- Как бы охарактеризовали свою музыку?
- Моя музыка чрезвычайно экспрессивна, мужественна, сурова и исполнена трагическим пафосом при аскетичности выбора выразительных средств.

- Как бы вы определили место д. Шостаковича в вашей жизни?
- На реальную поддержку своей музыки со стороны учителя в более поздние годы рассчитывать мне было сложно. Факт остается фактом, еще при жизни Дмитрия Шостаковича находившаяся в расцвете творческих способностей я превратилась в композитора мало известного и редко исполняемого.

- Действительно, долгое время ваша музыка не понималась, и где–то с конца 80-х годов она вновь получила признание. Можете назвать ваши произведения?
- На родине мои произведения исполнялись мало и начали чаще звучать лишь после 1991, хотя их активно играли за рубежом. Музыку, которую я написала в этот период, конца 80-х годов, исследователи относят к камерно–инструментальной области. Хотя свои произведения я сама не считаю камерной музыкой даже в том случае, если речь идет о сольной сонате. Мои сочинения – это: Концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр (1946), Соната для виолончели и фортепиано (1946), Первая соната для фортепиано (1947), «Сон Степана Разина». Былина для баса и симфонического оркестра (1948), Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (1949), Октет для двух гобоев, четырёх скрипок, литавр и фортепиано (1949—1950), Вторая соната для фортепиано (1951), Симфониетта (1951), Третья соната для фортепиано (1952), Соната для скрипки и фортепиано (1952), Сюита «Болдинская осень» (1952), Двенадцать прелюдий для фортепиано (1953), Первая симфония для большого оркестра и двух солистов-мальчиков, текст Дж. Родари (1955), Четвёртая соната для фортепиано (1957), Большой дуэт для виолончели и фортепиано (1959), Дуэт для скрипки и фортепиано (1964), Композиция № 1. Dona nobis pacem для флейты пикколо, тубы и фортепиано (1970—1971), Композиция № 2. Dies irae для восьми контрабасов, ударных и фортепиано (1972—1973), Композиция № 3. Benedictus, qui venit. для четырёх флейт, четырёх фаготов и фортепиано (1974—1975), Вторая симфония «Истинная, Вечная Благость» для оркестра и голоса соло. Текст Г. Контрактуса (1979), Третья симфония «Иисусе Мессия, спаси нас!» для духовых, ударных, контрабаса, чтеца и фортепиано. Текст Г. Контрактуса (1983), Четвёртая симфония «Молитва» для контральто, трубы, фортепиано и тамтама. Текст Г. Контрактуса (1985—1987), Пятая соната для фортепиано (1986), Шестая соната для фортепиано (1988), Пятая симфония Amen для скрипки, гобоя, трубы, тубы, ударных и солиста (1989—1990).

- Какие у вас есть премии и награды?
- В 1992 году я стала лауреатом Гейдельбергской премии за достижения в области искусства. В 1993 Американский биографический институт назвал меня человеком года, в 1994 Нидерландским телевидением обо мне снят документальный фильм.

- Что бы вы хотели сказать на прощание?
- Я прошу всех, кому дорого мое творчество, не делать его теоретического анализа.


Интервью провела Валерия Антропова


Ccылки
Фотогалерея
Главная страница


 
Hosted by uCoz