Мария Юдина: Алмаз рождается под давлением  


Мария Вениаминовна Юдина (1899-1970)
Гениальная пианистка, она быстро стала эталоном в исполнительстве, хотя редко кто мог ей подражать, настолько самобытна была ее игра - философская, волевая, страстная, мощная и в то же время лирически нежная, радостно просветленная. Она была человеком глубокой веры, и ее христианские постулаты счастливо соединились с природным умом, душевной широтой, отзывчивым сердцем. Ее называли и "проповедником", и "оратором", и "утешительницей". Каждый концерт ожидался с нетерпением как большое художественное и общественное событие. Ею восхищались те, с кем мы связываем сегодня само понятие "XX век", - о. Павел Флоренский, Максим Горький, Михаил Бахтин, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Александр Солженицын...

Как свидетельствует Д.Шостакович, перед смертью Сталин слушал пластинку с записью исполнения Юдиной музыки Моцарта. Она же написала ему бесстрашное письмо, в котором осуждала его преступления, и чудом не пострадала от своего отчаянного шага. Юдина первой исполнила множество сочинений наших и зарубежных авторов. В конце жизни ее очень волновала судьба официально не признанных молодых композиторов, она стремилась поддерживать их во что бы то ни стало. Андрей Волконский, Арво Пярт, Александр Локшин, Софья Губайдулина, Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Леонид Грабовский, Николай Каретников... Всех их она наставляла, ободряла, лучшие из их творений исполняла.

Можно лишь удивляться, как Юдина вынесла все те испытания, которые обрушились на нее с молодых лет. Трижды она, одна из лучших пианисток мира, профессор, изгонялась из высших учебных заведений, в которых преподавала не один год, - из Ленинградской и Московской консерваторий, из Института им. Гнесиных. Избавлялись от нее по одним и тем же причинам: религиозность, независимость взглядов, поклонение студентов, увы, вызывавшее зависть у неталантливых коллег, а тем более у чиновников от музыки. А сколько раз ее отлучали от концертной эстрады! Бывало, на годы... Впрочем, слушатели у нее все равно оставались, потому что более всего она любила все-таки играть в неофициальной обстановке - в кругу друзей. Играла и на панихидах, когда друзья уходили в последний путь - Борис Пастернак, Анна Ахматова, Николай Заболоцкий, Сергей Прокофьев и многие другие великие или безвестные, но дорогие для нее люди.

Юдину не сломали. Известный немецкий музыковед Х.Х.Штутккеншмидт сравнил ее с алмазами, которые рождаются в толще породы под невероятным давлением. Сама же Мария Вениаминовна, определяя свой "способ выживания", часто с улыбкой говорила: "Дух сильнее материи".

Анатолий КУЗНЕЦОВ

Через тернии к совершенству

Когда я в первый раз услышал Марию Вениаминовну - она играла A-durный концерт Моцарта, - я был поражен совершенством исполнения. Между исполнителем и произведением ничего не было - никакого средостения, ничего мешающего, ничего затрудняющего. Такое впечатление оставалось у меня от исполнения Марией Вениаминовной многих произведений XVIII и XX столетий - Баха, Моцарта, современной музыки. А вот когда Мария Вениаминовна играла некоторые произведения XIX века, в частности романтиков, иногда казалось, что между нею и произведением возникают какие-то препятствия, возникает "лес", который отделяет исполнителя от произведения. Но тогда, может быть, исполнение Марии Вениаминовны бывало особенно замечательным, производило впечатление, что она яростно пробивается сквозь этот лес все к тому же совершенству, пробивается с такой силой, такой мужественностью духа, которая иногда заставляла меня смотреть на нее (в высоком, понятно, смысле), может быть, почти как на единственного мужчину в нашем пианистическом искусстве. И когда она пробивалась, достигала поразительного совершенства и в исполнении этих произведений.

Григорий КОГАН

(Фрагмент выступления друга М.В.Юдиной, профессора Московской консерватории Григория Когана на первом вечере ее памяти в Музее им. М.И.Глинки 2 декабря 1971 г.).

Памяти Марии Юдиной

Будущее покажет, что такие личности, как Мария Юдина, - это артисты в первозданном смысле, они являются антеннами человеческого общества, улавливающими на далеком расстоянии, но в то же время они сами обладают сильным влиянием на современность и прежде всего именно на Будущее.

Общество, которое совершенно не признает или же изолирует этих психически необычайно одаренных "приемников" или "передатчиков", не приспособлено для духовного прогресса, то есть для всевозрастающего осознания смысла нашего бытия как землян и нашей функции в Космосе.

Мы хотим надеяться на то, что постепенно произойдут перемены, которые распространятся на все народы этой планеты.

Не существенно, когда - раньше или позднее - будут признаны выдающиеся носители Духа. Для Абсолюта такие маленькие отрезки времени, как одна человеческая жизнь, не имеют большого значения. На меня сильное впечатление произвели язык и дух писем этой женщины: Юдина была человеком феноменального чутья к Будущему, большого мужества и чудесного горячего сердца.

Карлхайнц ШТОКХАУЗЕН

Кюртен, 31 октября 1972 года

19 апреля 1987 года Карлхайнц Штокхаузен написал редактору Парижского радио Марку Флорио, готовившему передачу о Юдиной в программе "Франс- Культур-Мюзик", в ответ на его просьбу следующее:

- Мария Юдина написала мне после первых исполнений моих "XI пьесы для фортепиано" и "Групп для 3 оркестров", что мои сочинения она ставит рядом с великими творениями традиционной музыки. Я был ужасно счастлив, но и очень удивлен, потому что я произрастал на той духовной родине, где все обдумывается лишь в тишине и о чем не высказываешься. У русских же все по- другому.

Я никогда не встречал этого великого художника, никогда не слышал ее в концерте. Но она писала мне несколько лет подряд, и мы прониклись доверием друг к другу, мне, по крайней мере, до этого никто еще так не писал и не говорил.

Возможно, Петр Сувчинский указал ей на какое-то мое сочинение. Или Шостакович. Во всяком случае Шостакович слышал на Всемирной выставке в Брюсселе мои сочинения: "Песнопения юношей", электронные "Этюды I и II", "Пьесы для фортепиано", пожалуй, и "Массы времени". Он помянул меня на большой манифестации "К человеческому братству", адресованной Востоку (Кокто то же сделал по отношению к Западу), он назвал единственное имя, мое имя - как олицетворение западного декадентского искусства и т.д. Но он тоже был в дружеских отношениях с Марией Юдиной, и уже после Всемирной выставки Юдина писала мне, что Шостакович находится под большим впечатлением от моей музыки и хочет пригласить меня в Советский Союз, что я должен ему написать, готов ли я к этому (она дала мне его адрес). Я написал также Шостаковичу, как председателю Союза советских композиторов, и он ответил очень дружески и сообщил мне название и адрес русского концертного агентства, куда я должен послать заявку на проведение концерта.

Тогда я еще не понимал всей этой шизофренической двойной игры и еще не почувствовал глубокой антипатии к этому человеку. А Юдина писала, что целый ряд художников - среди них Борис Пастернак, которого я тогда очень почитал, - как и некоторые другие интеллектуалы, любят мою музыку.

Письма и открытки - среди них и обращенные к моим детям - были наполнены неописуемой открытостью, теплотой, очарованием и исторической уверенностью. Главное же: она внимательно изучала мою музыку для фортепиано и писала о ней в самых высоких тонах.

Немного позднее через Анатолия Кузнецова я получил пластинки Марии Юдиной, и я вспоминаю о шоке, который испытал, когда понял, что Юдина, смело меняя темпы, оставляет наше восприятие живым (live), играя прямо на матрицу пластинки и не прибегая к корректуре. Я понял с первого же прослушивания Сонат Бетховена N 28 и 29 (Сонаты для молоточкового клавира), Адажио h-moll и Рондо a-moll Моцарта, "Гольдберг-вариаций" Баха и Интермеццо Брамса: ее беспрецедентная гениальность раскрывается в Духе, заложенном в искусстве игры на рояле.

Передо мной несколько фотографий Марии Юдиной: живость и блеск ума излучают ее глаза. Хорошо бы впечатления от ее игры сохранять, как драгоценность, регулярно транслируя ее, это был бы масштаб для нынешних и будущих поколений.

Эти фрагменты (полностью они увидят свет в книге "Лучи Божественной Любви", выпускаемой издательством "Университетская книга", М. - С.-Пб. в конце сентября) публикуются впервые.

Газета "Культура" №32 (7192) 9 - 15 сентября 1999г.


Ccылки
Главная страница
"Портрет легендарной пианистки" - фильм о Марии Юдиной
Фотогалерея


 
Hosted by uCoz