«Электра»: тёмные стороны
человеческой психики
Весна
Впервые премьера этой оперы прошла в
Дрездене 25 января 1909 г. под управлением Г.Шуха.
Вот, что писал сам Штраус о готовящейся премьере: «С безумным нетерпением жду
того момента, когда 18-го в первый раз услышу оркестр «Электры». Успех был
большим, но всё же уступал приёму, в своё время «Саломее». Только через 30 лет эта опера, для исполнения
которой нужны выдающиеся дирижёры и артисты-трагики, вторично появилась на
свет. С тех пор она словно «грозовая буря» проносится через определённые
промежутки времени по крупнейшим сценам мира, сохранив до наших дней в почти
незатронутом виде своё обаяние. Кстати, «Электра» была поставлена и в России,
на сцене Мариинского театра в Петербурге 18 февраля
1913 г.(под руководством дирижёра А.Коутса,
режиссёра В.Мейерхольда и художника А.Головина). Однако оперу приняли не многие
– она выдержала всего 3 представления.
Прежде, чем завести речь о первом
впечатлении, которое произвел спектакль, хочется напомнить сюжет оперы. Его
основу составляет вольно трактованный античный миф. Задолго до начала действия
царица Клитемнестра с помощью своего любовника Эгиста убила мужа – царя Агамемона.
Их дочь Электра ненавидит мать, которая платит ей тем же. В отличие от младшей
сестры Хризотемиды, Электра живёт неукротимой жаждой
мести за убитого отца. Из изгнания тайно возвращается её брат Орест. Под
воздействием сестры он убивает Эгиста и Клитемнестру. Торжествующая Электра выражает свою радость в
исступлённом танце, во время которого умирает.
Историческая
справка. Начиная с первого десятилетия двадцатого века (время, когда Штраусу
исполнилось сорок лет) основным жанром творчества Штрауса опера. Напомню, что в
1904 г. Появляется «Саломея», а следом «Электра» Гофмансталя. Именно с этой оперы началось их многолетнее
сотрудничество.
«Симфонические композиции не представляют
мне более радости», – сказал как-то Штраус в те годы. Больше всего ему хотелось
написать комическую оперу, но один из друзей обратил внимание композитора на
опубликованную в 1903 г. трагедию Гофмансталя
«Электра». Он сразу почувствовал, что античный сюжет этой мрачной пьесы таит в
себе заманчивые возможности для создания музыкальной драмы.
Но вернёмся в Вену конца 1980-х.
Дирижировал оркестром К.Аббадо
– знаменитый итальянский дирижёр. Важно, что в его искусстве есть верность
авторскому тексту. Под взмахом палочки Аббадо
оркестр, казалось, должен был играть безупречно. Однако очень неожиданно
звучали некоторые сольные вступления у струнных и
духовых, когда слышались откровенно фальшивые ноты! Этот факт не остался
незамеченным зрителями, которые встретили дирижёра вышедшего на сцену в конце
спектакля, гулом, слышавшимся вместе с аплодисментами.
Но истинные небожители оперы – певцы.
Роль Электры исполнила самая знаменитая венгерская певица Ева Мертон. Эта великая певица-актриса, обладающая густым и вместе
с тем тёплым тембром, оставила незабываемое впечатление о роли. В центре оперы
– женщина, охваченная разрушительной силой мести. Исполнение центральных партий
требует не только разносторонних вокальных данных, но и огромной физической
выносливости. Вот, что писал сам Штраус в письме своему другу Шуху (в сентябре 1908 г.): «Электра» готова, и конец
получился сочный! Главную роль Вы, во всяком случае, должны предоставить
певице, обладающей самым большим драматическим дарованием». Мертон обладает
огромной драматической силой и как никто лучше подходит для партии Электры.
Роль Клитемнестры
исполнила меццо-сопрано Ригитта Фасбендер –
немецкая певица, обладающая отшлифованной вокальной техникой. Но, помимо этого,
с первых минут Фасбендер на сцене, мы видим
непревзойдённую актёрскую игру. Сцены с Клитемнестрой
смотрятся на одном дыхании.
Сопрано Стьюдер Черил в роли Хрисотемиды
покорила слушателей. Она училась в вене и дебютировала в 1984г. на сцене
Чикагской оперы. Слушая хрустальное сопрано Стьюдер,
смотря на созданный ею образ, понимаешь, что перед тобой певица обширных
возможностей.
Роль Эгисфа
исполнил Д.Кинг, а Ореста Ф.Грундхебер –
эти два немецких певца всегда демонстрируют безупречный вкус и высочайшую музыкальную культуру исполнителя.
Режиссёрские разводки спектакля можно
назвать банальными, а вот костюмы и декорации без преувеличения шокируют. Это
тот самый случай, когда пиршество для глаз вы не найдёте. С самого начала перед
нами сумрак: светорежиссура решена
в синих, чёрных, серых тонах. Поражает момент с пыткой раба и льющейся кровью.
Движение рук, ног, головы порывисты. Актёры валяются, ползают, кривляются, создаётся ощущение напряженности. Перед вами
люди непонятного времени, места, эпохи. Основное внимание зрителя направлено на
развивающуюся драму.
Основной замысел композитора, философская
подоплёка сохранены. Во время просмотра оперы создаётся мощное
энергетическое поле, которое действует на вас от начала до конца спектакля.
На первый взгляд скромное освещение и
тёмные невыразительные костюмы не способствуют зрелищности спектакля, который
мог бы стать гораздо более впечатляющим. Однако оформление сцены как бы вводит
зрителей в притягательный мир тёмных сторон человеческой психики. Вместе с тем
Штраус то и дело вознаграждает своих слушателей широкими кантиленными
мелодиями. Этим отчасти нейтрализуется содержащийся в музыке элемент
экспрессионизма.
Выдающийся мастер эпохи всеобщего
увлечения психологическими проблемами, удивительный
волшебник звуков, в совершенстве владеющий всеми тайнами своего искусства. Он
был одновременно последним из числа тех музыкантов, которые объединили в своих
мыслях и чувствах все богатства минувших столетий. Формы и стили смешались.
Возможности музыки использовались до предела для выражения утончённых душевных
переживаний.
Ксения Бугай