«Царица Карфагена»
Генри Пёрселл
(1659-1695) – гениальный английский композитор классической национальной
композиторской школы. Его творческое наследие обширно и многогранно. Оно
включает кантаты и вокальные дуэты, оды, пьесы для клавесина и органные
произведения, хоры, гимны, псалмы. Особое значение имеет музыка к драматическим
спектаклям (их около 50-ти). Среди них «Пророчица»… Опера же в строгом смысле
слова у Пёрселла одна, «Дидона и Эней». В 1689 г. модный лондонский
хореограф и учитель танцев Джозайас Прист обратился к Пёрселлу с
просьбой написать музыкальную пьесу для пансиона благородных девиц, которым он
руководил. На протяжении предшествующих лет он сочинил музыку к семи
театральным постановкам и по всей вероятности успел завоевать в данной сфере
определённую репутацию.
Итак, в 1689 году новая пьеса под
названием «Дидона и Эней» была исполнена в камерной
обстановке силами учащихся в пансионе барышень (young gentlewomen). В сохранившихся документах
нет никаких сведений о том, кто исполнял в опере единственную мужскую партию.
Есть предположение, что в традициях XVII века
дирижировал сам композитор, сидя за клавиром. При жизни автора «Дидона и Эней» ни разу не исполнялась на профессиональной
сцене. Её первое публичное представление в 1700 году произошло в театре «Lincoln s Inn Field». Бывший на грани разорения режиссер и
постановщик Беттертон, стремясь привлечь публику,
использовал в своей постановке комедии Шекспира «Мера за меру» оперу Пёрселла, расчленённую на вставные дивертисменты вперемешку
с другими музыкальными отрывками. Дивертисмент (в английской традиции он назван
«маской») носил заголовок «Любовь Дидоны и Энея».
Четыре года спустя она была вновь поставлена в том же театре уже в виде
цельного спектакля, как бонус к драматической пьесе и шла не менее двух раз.
Потом наступил период прочного, и, казалось, вечного забвения. «Дидона» прозвучала вновь лишь в 1895 году. Большинство
современных исследователей склоняются к тому, что сюжет оперы имеет именно
воспитательный подтекст. В таком случае смерть Дидоны
рассматривается здесь как осознанное наказание за грех, который она совершила,
легкомысленно отдавшись страсти. Из спектакля юные барышни должны были
подчеркнуть, что благовоспитанной девушке не пристало соглашаться на
предложение мужчин, как бы ни были горячи их обещания…
Сюжет оперы в общих чертах взят из
«Энеиды» Вергилия и представляет собой краткую до конспективности историю
непродолжительного союза карфагенской царицы Дидоны и
троянца Энея. Эней, направляющийся из
разрушенной Трои в Лациум, занесен штормом в
Карфаген, где правит вдовствующая царица Дидона.
Между героями вспыхивает взаимная любовь. Опера открывается сценой томления Дидоны, глубоко страдающей от неопределенности и сложности
своего положения. Белинда, ее приближенная, друзья и,
наконец, сам Эней убеждают её отдаться проснувшемуся в ней чувству. Во втором
действии счастливые влюбленные со своей свитой отправляются на охоту. На лоне
природы они воспевают спокойную красоту этих мест. Приятную прогулку неожиданно
прерывает буря и все, кроме Энея, спешат вернуться в город. Герою является злой
дух, принявший образ Меркурия, вестника богов. Дух подослан злыми ведьмами,
ненавидящими царицу. Он сообщает Энею, что по воле богов тот должен немедленно
покинуть Дидону, чтобы исполнить предначертанное
ему. В третьем действии безутешный Эней
готовиться к отплытию, но при виде страданий Дидоны колеблется
и склонен остаться. Но Дидона гордо отсылает его,
предпочтя смерть нарушению долга.
Фильм–опера «Дидона
и Эней», снятый и поставленный в Англии в 1995 году – к 300-летию со дня смерти
Генри Пёрселла во дворце Хэмптон-Корт,
построенном в ХVII веке, воплотил
еще одну версию популярной барочной оперы. Популярность, которой пользуется эта
опера, позволила привлечь к участию опытных музыкантов, имеющих своё имя и
аудиторию: Дидона
– Мария Эвинг, Эней
– Карл Даймонд, Белинда – Ребекка Эванс, колдунья - Салли Бёрджесс, дирижёр-
Ричард Хикокс,
режиссер - Петер Маниура. Спектакль произвел хорошее
впечатление, но есть некоторое несоответствие правдоподобности. Так, Мария Эвинг в
роли Дидоны не совсем соответствует образу главной
героини внешне. Но её ровное, хорошее меццо-сопрано легко справляется со всеми
вокальными трудностями. Ей удается передать состояние героини: скорбное,
безысходное, ведущее к роковой развязке. Карл Даймонд в роли Энея очень убедителен. Его
красивый баритон и актёрская игра впечатляют.
Ребекка Эванс (сопрано) сыграла трогательную Белинду.
Салли Бёрджесс (меццо-сопрано) сумела приворожить зрителей,
создав зловещий образ колдуньи.
Хор, участвующий в этой постановке, поет слаженно, ритмически
собранно и заслуживает всяческих похвал. Но наибольшая заслуга в создании
колорита исторической реконструкции принадлежала оркестру во главе с дирижёром
Ричардом Хикоксом. Оркестр задавал динамику
спектакля. При всех возможных оговорках это был именно барочный оркестр с ровным,
удобным звучанием. Многое давал и тембр барочных инструментов, которые
использовались в опере.
Сценическая сторона: костюмы
соответствовали одеяниям античных героев, а замок Хемптон-Корт
преобразился в старинный замок Карфагена. Все ресурсы сценической стороны
эффектно «сыграли» в финальной сцене: как только отзвучала знаменитая ария Дидоны, туманная мгла скрыла попрощавшуюся с миром
несчастную.
«Кто уготовил мне судьбу
такую:
одну ночь счастлива,
покинута в другую».
P.S.
Однако
в традициях XVII века
автором «Дидоны и Энея» считали не композитора, а
либреттиста Наума Тейта, который носил титул «поэта-лауреата» и был в своё
время прославленным стихотворцем и драматургом. Надо полагать, что сюжет «Дидоны» предложил именно Тейт: истоки либретто можно
обнаружить в его пьесе «Брут из Альбы», поставленной в «Дорсет-Грее»
десятью годами раньше.
Ольга Нестерова