«Веет духом
реализма…»
«…Масканьи, очевидно, человек не только очень
даровитый, но и очень умный. Он понял, что повсюду веет духом реализма,
сближения искусства с правдой жизни, что человек с его страстями и горестями
нам понятнее и ближе, чем Боги и полубоги…»
Так отзывался об опере Масканьи «Сельская честь» Петр
Ильич Чайковский. И действительно Пьетро Масканьи в своем творении применял те
средства художественного языка, которые создавали эффекты повышенной
драматической экспрессии, открытых, обнаженных эмоции, способствовали
колоритному воплощению быта городской и сельской бедноты.
|
Действие оперы происходит на площади
одной из деревень Сицилии в конце XIX века.
За сценой Туридду поёт сицилиану Лоле. Сегодня пасха и народ входит в церковь.
Сантуцца в это время входит в таверну Лючии, матери Туридду, чтобы узнать
что-нибудь о своём возлюбленном, который избегает её последнее время.
Появляется возчик Альфио, муж Лолы, он упоминает, что видел утром Туридду. Сантуцца
признается Лючии в своей печали: Туридду до службы в армии был женихом Лолы, но
она не дождалась его и вышла замуж за Альфио. Туридду будто забыл юношескую
страсть, влюбившись в Сантуццу, но теперь Лола вновь влечёт его к себе.
Оставшись на площади с Туридду, Сантуцца обвиняет его в неверности. Мимо
проходит Лола, с вызовом поющая песенку. Туридду в ярости отталкивает Сантуццу,
которая, проклиная его, входит в церковь. Сантуцца всё рассказывает Альфио. Тот
приходит в ярость и решает отомстить. Затем Туридду приглашает всех выпить и
прославляет красоту Лолы. Альфио отвергает его приглашение присоединиться к
пирующим. Соперники обнимаются, вызывая друг друга на поединок, при этом
Туридду кусает Альфио за ухо. Некоторое
время спустя, слышатся вопли женщин: «Убит Туридду».
Поводом для сочинения произведения послужил конкурс
одноактных опер, объявленный в 1889 году миланским издателем Э. Сонзоньо.
Новелла итальянского писателя Джованни Верга (1840–1922) «Сельская честь»,
опубликованная в 1889 году, приобрела известность благодаря инсценировке, которая
шла с блистательной исполнительницей заглавной роли Э. Дузе. Пьеса отличалась
максимальной концентрацией действия сюжета. Её события развиваются в пределах
одного утра, что, несомненно, было особенно привлекательным для композитора.
Либретто, написанное Г, Тарджони-Тоцетти (1859-1934) при участии Г. Мешани,
было вначале двухактным, но, согласно условию конкурса было сведено к одному
акту. Центральное место в опере заняли образы главных действующих лиц,
обрисованные, скупыми меткими штрихами: беспредельно преданная, неистовая в любви
Сантуцца и легкомысленная, и легкомысленная ветреная Лола; страстный,
увлекающийся Туридду и беспощадно мстительный Альфио. Заметно развиты народные
сцены. Два акта драмы соединяются в опере симфоническим интермеццо, приобретшим
в последствии широкую известность.
Из 70 представленных на конкурсе опер, «Сельская
честь» завоевала первую премию. 17 мая 1890 года в Риме состоялась премьера,
прошедшая с триумфальным успехом. Вскоре опера прозвучала во многих странах
мира, содействовав распространению веризма.
|
Историческая справка: Пьетро Масканьи родился 7
декабря 1863 года в Ливорно – умер 2 августа 1945 года в Риме. Сын булочника,
любителя музыки, который не жалея средств, нанял сыну педагога – баритона
Эмилио Бьянки, который подготовил Пьетро к поступлению в музыкальный лицей
имени Керубини. Затем он продолжил обучение в Миланской консерватории у А.
Понкьелли по классу композиции, и одновременно занимался у Дж. Пуччини.
Закончив консерваторию (1885год) он стал дирижером и руководителем опереточных
трупп. Узнав о конкурсе на одноактную оперу, он за два месяца написал оперу
«Сельская честь». Но не послал оперу на конкурс, это сделала тайно от него его
жена. «Сельская честь» была удостоена I премии,
а композитор ежемесячной стипендии на два года. После этой оперы композитор «не
успевал подписывать контракты».
Действующие лица оперы: Сантуцца (сопрано), Лола (меццо-сопрано),
Туридду (тенор), Альфио (баритон), Лючия (контральто), крестьяне и крестьянки.
В постановке 1996 года театром Комунале ди Болонья,
дирижером которой был Риккардо Мути.[1] Сантуццу
играла непревзойденная Вальтруд Майер (1956) – немецкая певица (меццо-сопрано)
«вагнеровская звезда».
Туридду исполнял Хосе Кура (1962). Аргентинский певец
(тенор). Первым его триумфом стал дебют в опере «Федора» (партия Лориса) 1994.
В 1995 дебютировал в Ковент-Гардене (заглавная партия в «Стиффелио» Верди); в
1997 в Ла Скала («Джоконда» Понкьелли). После концерта в Нью-Йоркском
Метрополитен опера Хосе получил титул «четвертого тенора мира»…
Режиссер Лилиана Ковани точно подчеркнула образец
веризма в музыке в театральной постановке. Костюмы, декорации соответствуют
замыслу композитора. На сцене выстроено двух этажное деревенское здание и
церквушка (мы видим, правда, только вход в неё). Костюмы актеров очень просты,
не каких излишеств, нет ярких расцветок, можно сказать, одеты «простые тряпки».
Драма развивается на фоне сельской жизни. Всё очень соответствует эпохе того
времени. Хорошие актеры проживают роли сельских жителей, их чувства, эмоции.
Оркестр им помогает. Он находится в яме, поэтому петь с ними очень легко. В
голосах певцов не чувствуется ни толики напряжения. Хор же принимает участие в
постановке, а не стоит «особняком» и поэтому все выглядит очень естественно.
Спектакль без границ времени и пространства, поэтому я думаю, что он понравится
любому слушателю, так как поставлен он качественно и профессионал это сразу
заметит, так же меломан оценит простоту и понятность языка.
Эта музыка не нуждается в объяснении, это драма,
которая понятна каждому и захватывает всех, кто с ней соприкоснется…
Дарья Рысикова
[1] Риккардо Мути (1941) – итальянский дирижер.
Дебютировал в 1966. С 1966 выступает на фестивале «Флорентийский музыкальный
май» (в 1973-1982 – художественный руководитель). С 1971 выступает в
Зальбургском фестивале, работал в Ковент-Гардене. Работал с лондонским оркестром
«Нью-Филармония», и с Филадельфийским оркестром.