«Стихия звуков, мыслей, чувств»

С оперой «Млада» Римский- Корсаков исчерпал все роды музыки, что у него не было в предыдущих операх, можно найти здесь. Здесь вы встретите некоторый вагнеризм, который мне довольно по душе, Восток, которого раньше нигде не было, славянскую музыку с польским характером  чего у Римского-Корсакова не было и т.д.

А.К. Глазунов об опере «Млада» Римского-Корсакова.

         На рубеже 80-х и 90-х годов в творчестве Н.А.Римского–Корсакова появляется красочное  вокально-симфоническая феерия «Млада». В ней преобладает фантастический элемент, который находит в опере Римского–Корсакова яркое оркестровое воплощение. Партитура оперы очень богата. Композитор вводит в ней оригинальные инструменты: лиры, цевницы и др. В музыке «Млады» много интересных симфонических эпизодов, которые живут самостоятельной жизнью на концертной эстраде (Шествие полабских князей, Ночь на горе Триглаве и др.). Глазунов принимал самое горячее, участие в организации первого концертного исполнения отрывков из оперы «во всех оркестровых затеях» автора «Млады». В оркестре были введены две цевницы, изготовленные по специальному заказу и малые кларнеты. «Спасибо Вам за  все хлопоты, которые вам столько наделал», писал Римский-Корсаков Глазунову (неизданное письмо от 11 февраля 1890 года). Премьера состоялась 20-го октября 1892 г. Прошла с громадным успехом. Автора в течение исполнения и окончания спектакля вызывали 15 раз.

Сюжет оперы

Волшебная опера-балет в 4-х действиях (в 7 картинах), либретто композитора по сценарию С.Гедеонова и В.Крылова под управлением Э.Направника.

Действие происходит в IX-X веках в славянских землях Балтийского поморья, в городе Ретре, близ Лабы (Эльбы)

1д. Владения ратарского князя Мстивоя. Близиться праздник Купалы. Не спокойно на сердце дочери князя Войславы. Страстная любовь к молодому арконскому князю Яромиру толкнуло ее на злодейство на погубила невесту Яромира – красавицу Младу. Князь Мстивой негодует на то, что Яромир холоден к его дочери. Он лелеет корыстную мечту сделать Яромира своим зятем, чтобы присоединить к Ретре арконские земли.

2д. Долина под ретрой на берегу Долинские озера. Со всех концов славянских и иных земель сюда собрался народ на праздник Купалы. Внезапно появляется тень княжны Млады. Она становиться между Яромиром и Войславой. Яромир простирает руки к возлюбленной и бежит за тенью Млады.

3д. Восходит луна, и на вершине скалы появляется тень Млады. Она манит за собой Яромира. «Людская страсть, людская злоба сгубили жизнь мою младую», –-говорит Млада. Яромир умоляет Младу простить его измену и взять к себе в безмолвный мир теней, но Млада исчезает.

4д. В сумерки приходит Яромир к храму Радегаста. Верховный жрец велит ему дождаться тьмы и обещает, что тени древних князей, которые явятся перед Яромиром, откроют ему тайну. Они возглашают: «Войслава отравила Младу; отмсти! ». Повинуясь им, Яромир убивает Войславу.

         Я смотрела постановку Большого театра 1989 года. Дирижер – Александр Лазарев, режиссер-постановщик – Борис Покровский, худ. постановщих – Валерий Левенталь, Мстивой,  князь ратарский (бас) – Г.Никольский, Войслава, его дочь (сопрано) – М.Касрашвилли, Яромир, князь арконский (тенор) – Олег Кулько, Морена (меццо-сопрано) – Г.Борисова, Лумир чешский певец (меццо-сопрано) – Е.Заремба. Тень Млады и тень Клеопатры – Нина Ананиашвили.

         Костюмы просты, но в то же время правильны и эффектны за счет «игры света». Хор одет в светлые одежды балахонистого плана, в 3-м действии (2 серия) черный цвет в декорациях и костюмы в основном свободны. Присутствуют куклы. Морена – крепкое меццо-сопрано (Г.Борисова). Вообще у всех персонажей голоса довольно-таки крепки и с дикцией все ясно. Яромир (Олег Кулько) сильный тенор, голос звонкий (похож на Леля из оперы «Снегурочка», даже есть похожие музыкальные обороты). В плане режиссуры в основном два цвета: красный и темно-синий с различными оттенками за счет этих цветов костюмы окрашиваются. Оркестр гармонирует с солистами. Танцы пластичны и в тоже время точные движения, великолепная балерина танцует тень Млады (Нина Ананиашвили). Много действий на сцене, задействовано много людей, часто присутствует хор на сцене.

Как утверждал сам композитор: «Я люблю «Младу» за то что, она последняя, за то, что я все в ней договорю, что не досказал...»

Светлана Кирпанёва

Исторические оперные премьеры

Н.А.Римский-Корсаков

Заглавная страница

Hosted by uCoz