«Стихия звуков, мыслей, чувств»
С
оперой «Млада» Римский- Корсаков исчерпал все роды музыки, что у него не было в
предыдущих операх, можно найти здесь. Здесь вы встретите некоторый вагнеризм,
который мне довольно по душе, Восток, которого раньше нигде не было, славянскую
музыку с польским характером чего у
Римского-Корсакова не было и т.д.
А.К.
Глазунов об опере «Млада» Римского-Корсакова.
На рубеже 80-х и 90-х годов в творчестве
Н.А.Римского–Корсакова появляется красочное
вокально-симфоническая феерия «Млада». В ней преобладает фантастический
элемент, который находит в опере Римского–Корсакова яркое оркестровое
воплощение. Партитура оперы очень богата. Композитор вводит в ней оригинальные
инструменты: лиры, цевницы и др. В музыке «Млады» много интересных
симфонических эпизодов, которые живут самостоятельной жизнью на концертной
эстраде (Шествие полабских князей, Ночь на горе Триглаве и др.). Глазунов
принимал самое горячее, участие в организации первого концертного исполнения
отрывков из оперы «во всех оркестровых затеях» автора «Млады». В оркестре были
введены две цевницы, изготовленные по специальному заказу и малые кларнеты.
«Спасибо Вам за все хлопоты, которые вам
столько наделал», писал Римский-Корсаков Глазунову (неизданное письмо от 11
февраля 1890 года). Премьера состоялась 20-го октября
Сюжет
оперы
Волшебная
опера-балет в 4-х действиях (в 7 картинах), либретто композитора по сценарию
С.Гедеонова и В.Крылова под управлением Э.Направника.
Действие
происходит в IX-X веках в славянских землях Балтийского
поморья, в городе Ретре, близ Лабы (Эльбы)
1д. Владения ратарского князя Мстивоя.
Близиться праздник Купалы. Не спокойно на сердце дочери князя Войславы.
Страстная любовь к молодому арконскому князю Яромиру толкнуло ее на злодейство :она погубила невесту Яромира – красавицу Младу. Князь
Мстивой негодует на то, что Яромир холоден к его дочери. Он лелеет корыстную
мечту сделать Яромира своим зятем, чтобы присоединить к Ретре арконские земли.
2д. Долина под ретрой на берегу Долинские
озера. Со всех концов славянских и иных земель сюда собрался народ на праздник
Купалы. Внезапно появляется тень княжны Млады. Она
становиться между Яромиром и Войславой. Яромир простирает руки к возлюбленной и
бежит за тенью Млады.
3д. Восходит луна, и на вершине скалы появляется тень Млады. Она манит за собой Яромира. «Людская
страсть, людская злоба сгубили жизнь мою младую», –-говорит
Млада. Яромир умоляет Младу простить его измену и взять к себе в безмолвный мир
теней, но Млада исчезает.
4д. В сумерки приходит Яромир к храму
Радегаста. Верховный жрец велит ему дождаться тьмы и обещает, что тени древних
князей, которые явятся перед Яромиром, откроют ему тайну. Они возглашают:
«Войслава отравила Младу; отмсти! ». Повинуясь им, Яромир убивает Войславу.
Я смотрела постановку Большого театра 1989 года. Дирижер –
Александр Лазарев, режиссер-постановщик – Борис Покровский, худ. постановщих – Валерий Левенталь,
Мстивой, князь ратарский (бас) –
Г.Никольский, Войслава, его дочь (сопрано) – М.Касрашвилли, Яромир, князь
арконский (тенор) – Олег Кулько, Морена (меццо-сопрано) – Г.Борисова, Лумир
чешский певец (меццо-сопрано) – Е.Заремба. Тень Млады и тень Клеопатры – Нина
Ананиашвили.
Костюмы просты, но в то же время правильны и эффектны за
счет «игры света». Хор одет в светлые одежды балахонистого плана, в 3-м
действии (2 серия) черный цвет в декорациях и костюмы в основном свободны.
Присутствуют куклы. Морена – крепкое меццо-сопрано (Г.Борисова). Вообще у всех персонажей голоса довольно-таки крепки и
с дикцией все ясно. Яромир (Олег Кулько)
сильный тенор, голос звонкий (похож на Леля из оперы «Снегурочка», даже есть
похожие музыкальные обороты). В плане режиссуры в основном два цвета: красный и
темно-синий с различными оттенками за счет этих цветов костюмы окрашиваются.
Оркестр гармонирует с солистами. Танцы пластичны и в тоже время точные
движения, великолепная балерина танцует тень Млады (Нина Ананиашвили). Много действий на
сцене, задействовано много людей, часто присутствует хор на сцене.
Как утверждал сам композитор: «Я люблю «Младу» за то что, она последняя,
за то, что я все в ней договорю, что не досказал...»
Светлана Кирпанёва